Партнеры Живи добром

Дыхание молодости в кино 60-х


Весна – период воскрешения и обновления природы после зимней спячки. Это время года ассоциируется с расцветом и зарождением чего-то нового. Неспроста именно весной, 11 апреля 1964 года, на экраны вышла картина Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». Этот фильм –  гимн молодости, воспевание легкости и непосредственности, свойственной юношам и девушкам в девятнадцать лет. 


Сюжет не обременен активным и напряженным действием, зритель просто наблюдает за своими же юными современниками. Молодой паренек по имени Володя приезжает всего на день в Москву из Сибири и случайно знакомится с ярким и активным Колькой (персонаж был назван в честь сына режиссёра), который на целые сутки становится его гидом по этому большому и оживленному городу. Но, несмотря на безобидность и непосредственность картины, нельзя сказать, что путь её создания был легкий. Режиссёр Георгий Данелия, уже хорошо себя зарекомендовавший благодаря фильму «Серёжа», столкнулся с критикой худсовета объединения, контролирующего в то время весь художественный процесс страны. Причиной как раз служила сюжетная ненагруженность, отсутствие какого-то высоконравственного посыла. Так о работе вспоминает режиссёр:


Я шагаю по Москве


 «Сценарий [...] мы со Шпаликовым бесконечно переделывали […] из-за Никиты Сергеевича Хрущева. На встрече с интеллигенцией Никита Сергеевич сказал, что фильм «Застава Ильича» (режиссер Хуциев, сценарий Шпаликова) идеологически вредный: «Три парня и девушка шляются по городу и ничего не делают». И в нашем сценарии три парня и девушка. И тоже шляются. И тоже Шпаликов. Словом, худсовет объединения сценарий не принимал. Правда, на Хрущева не ссылались, а говорили, что мало действия, что надо уточнить мысль, прочертить сюжет, разработать характеры.... […] Полгода мы с Геной уточняли мысль, прочерчивали сюжет, разрабатывали характеры, а на худсовете объединения сценарий все не принимали […]».


Это столкновение старой идеологии и нового творческого подхода было воплощено в сцене с полотером. Когда ребята приходят в квартиру редактора журнала, чтобы услышать его мнение по поводу рассказа Володи, присланного в этот журнал, то по ошибке принимают за нужного им человека полотера, который комично и неумело пытается выдать себя за того самого редактора. Этакая сатира на рецензирующую публику. Но, к счастью, придавать большое значение такой шалости не стали, возможно, из-за того, что роль полотера исполнил известный режиссёр Владимир Басов. Особое внимание контролирующей стороны было направлено на жанровую принадлежность фильма. Для комедии не хватало юмора и сатиры, а для драмы конфликтов и столкновений. Так, для фильма было придумано новое определение – лирическая комедия.


Я шагаю по Москве


Для поддержания атмосферы новизны и молодости на главные роли взяли только-только начинающих актёров, а для студентов театрального училища имени Щукина Никиты Михалкова и Евгения Стеблова это был кинодебют. Однако как бы не были нам симпатичны герои, главным в фильме остается Москва – образ светлого, хлопочущего, многолюдно, радостного и романтического города. И здесь стоит отметить операторское искусство Вадима Юсова, работавшего с Андреем Тарковским над «Иваново детство», музыкальное сопровождение Андрея Петрова, уже сотрудничавшего с Георгием Данелия в фильме «Пути к причалу», и, конечно, заглавную песню «Я шагаю по Москве», написанную сценаристом Геннадием Шпаликовым в один из съёмочных дней.


Публика восторженно приняла новую картину, и если раньше отсутствие четкого и захватывающего сюжета ставилось в укор, то теперь расценивалось, как некая изюминка. Как писали тогда в газетах: «Фильм необычен. Почти без сюжета. Посмотришь, будто ничего серьезного не происходит на экране, - обыкновенные молодые люди, обыкновенные московские будни. Но, на наш взгляд, в этом и достоинство фильма: авторы его увидели в буднях праздник, в обыкновенных хороших ребятах – подлинных героев нашего времени».  



Анна Дякина



 

Рекомендуем

Красота против отчаянья ("Призрачная красота" реж. Дэвид Фрэнкел)
Хор Сретенского монастыря: из небытия к мировой славе
Патриот или умалишенный: Петр Чаадаев
Несравненные музыканты играют Брамса
Wild Wild West – Что мы знаем о гении аранжировки?
Мать Тереза. «Я — карандаш в руке Бога, это Он пишет...»
Краткий путеводитель по аниме сериалам
Константин Плужников: «В Центре современного искусства я нашел свой Эдем»
Театр свободы в душной блокаде
«Синяя Птица» М. Метерлинка – волшебная феерия К.С. Станиславского