Партнеры Живи добром

Элизабет Тейлор. Вопреки красоте

 

Элизабет Тейлор родилась 27 февраля 1932 года. Путь в мир большого кино начался в возрасте семи лет с работы статисткой. Уже тогда её ангельская красота приковывала к себе внимание. Окружающие не могли не любоваться синими глазами девочки, о которых впоследствии будут слагать легенды: будто бы в зависимости от освещения они приобретали фиолетовый оттенок. Лиз заметили. Обаяние, воспитанность и трудолюбие сыграли своё дело. Но красота, покорившая весь мир, поначалу чуть было не погубила актёрскую карьеру будущей звезды.


Элизабет Тейлор


Дело в том, что изначально киношники больше делали ставку не на актёрские способности Элизабет, а именно на её внешность. Об игре юной мисс Тейлор критики отзывались весьма прохладно. «Место под солнцем» (1951) – фильм, заставивший многих изменить своё мнение. В нём актриса играет Анджелу Викерс, светскую девушку, влюбившуюся в Джорджа Истмена, бедного родственника знакомых её богатых родителей.

Викерс в исполнении Элизабет – трогательная, хрупкая, нежная. Её любовь сильна и чиста. Она чувствует, что возлюбленный постоянно о чём-то переживает, но ей не удается разговорить Истмена. Когда же она узнает о тайне любимого и понимает, что ему грозит смерть, то её охватывает невыносимая боль. В одном из фрагментов фильма на занятиях преподаватель наставляет девушек и диктует: «Необходимо адаптировать своё незрелое мышление к реальности…». Услышав эти слова, Анджела на мгновение замирает. Её взгляд – взгляд ребёнка, который с реальностью уже столкнулся и не может ничего поделать.

Чтобы добиться нужного кадра, режиссёр киноленты Джордж Стивенс мастерски играл на струнах души молодой актрисы, напоминал Элизабет о нелестных отзывах критиков, нередко она убегала со съёмок в слезах. Но так он заставлял её прочувствовать свою героиню.

Фильм получил 9 номинаций на премию «Оскар» и забрал 6 заветных статуэток. Элизабет не была номинирована, но её игру встретили очень тепло. Она поняла, что может воплотить на экране персонажей, способных испытывать сильные чувства, и показать широкий спектр эмоций.

Но признание критиков, как и любовь зрителей, вещь непостоянная. Элизабет надо было беспрерывно доказывать, что она больше, чем просто красивая картинка. Она долгое время искала проект, способный раскрыть весь её актёрский потенциал. Таким фильмом стал «Гигант» (1956). За три часа экранного времени Элизабет Тейлор проживает почти всю жизнь её героини Лесли Линнтон Бенедикт. За 25 лет она превращается из влюблённой и совсем юной девушки в зрелую женщину, заботливую мать и любящую жену. Её Лесли становится с годами мудрей. Она добра и открыта новому. Элизабет справилась со всеми задачами, поставленными перед ней.



В 1958 году на экраны вышел фильм «Кошка на раскалённой крыше», ставший классикой мирового кино. Компанию Элизабет составили Пол Ньюман и Берл Айвз. Тейлор исполнила главную женскую роль «кошки Мэгги» и была номинирована на «Оскар». То, что Элизабет Тейлор не только одна из самых красивых актрис Голливуда, но и самых талантливых, было очевидно. Но как же тяжело дались Элизабет эти съёмки… Во время начала работы над фильмом в авиакатастрофе погибает третий муж актрисы — продюсер Майкл Тодд. Впоследствии она наречёт его своим Цезарем.

Элизабет и Майкл были влюблены друг в друга до безумия. Пару называли самой эпатажной в Голливуде: они могли страстно ссориться и целоваться, никого не стесняясь. Майкл осыпал жену драгоценностями, а Тейлор впервые после двух неудачных браков почувствовала себя по-настоящему желанной и любимой. Смерть мужа буквально подкосила Элизабет. Без него она не представляла себе жизни. Скорбящая Тейлор училась просыпаться по утрам без любимого — в таком состоянии она работала над новой ролью. Глядя на Мэгги, едко высказывающуюся о родственниках мужа, и не догадываешься, какую боль тогда терпела актриса.

В фильме «Внезапно, прошлым летом» (1960) Элизабет исполнила роль Кэтрин Холли. Пронзительная игра Тейлор завораживает: она передаёт злость, боль, одиночество и отчаяние, граничащее с безумием, надежду и беспомощность. Элизабет должна была сыграть девушку, ставшую свидетельницей жестокого убийства. Её память стерла ужасные события, но оттого удастся ли ей вспомнить тот роковой день, когда был убит кузен Себастьян, зависит её жизнь.

Свой первый Оскар Элизабет Тейлор получила за роль Глории Вэндроуз в фильме «Баттерфилд, 8» (1960). Глория в исполнении Элизабет Тейлор наглая, дерзкая, «настоящая дикарка». Но это всего лишь маска, а за ней скрывается бездонная боль, кровоточащая рана на душе, которую залечить не в силах не один врач, и что с лёгкостью может сделать любовь.


Элизабет Тейлор


Только Глория боится: для неё не найдётся мужчина, способный забыть об её прошлом — девушка работала в эскорт услугах. Она мучается от нехватки любви, отчаянно ищет её, как ребёнок, радуется возникшему чувству и не считает себя достойной этой любви. Глория Тейлор сравнивает себя с другими женщинами и приходит к тому, что её физическая красота никогда не затмит красоту, дарованную женщине самоуважением. Эта роль — вызов для Элизабет Тейлор – признанной красавицы и женщины, чей пылкий темперамент не давал покоя журналистам.

Актриса надеялась получить свой второй Оскар за роль Клеопатры в одноименном фильме (1963). Но критики ополчились против неё, правда, их мнение не разделяли многочисленные зрители и коллеги по фильму.

Тем не менее роль Египетской Царицы стала в жизни Тейлор судьбоносной. На съёмках она познакомилась с Ричардом Бёртоном, ставшим её пятым законным супругом. Их роман развивался стремительно, чувства, охватившие актёров, передавались на плёнку. Безумная страсть влюблённых подогревала интерес к самому дорогому фильму в истории кино и стала чуть ли не мировым скандалом.


Элизабет Тейлор


На тот момент и Тейлор, и Бёртон состояли в официальных браках. Журналисты и мировая общественность обвиняли их в осквернении семьи. Бёртон, привыкший к тому, что жена прощает ему все измены, поначалу и не задумывался о разводе. Но их роман набирал обороты. Вскоре Элизабет стала миссис Бёртон.

Чета Бёртонов на протяжении более чем десяти лет оставалась в центре внимания публики. Они не скрывали своих отношений, а мир с интересом следил за их развитием на страницах прессы и на экранах кинотеатров. Элизабет и Ричард вместе снялись в одиннадцати фильмах. Между ними постоянно кипели нешуточные страсти: Бёртон заглядывался на молоденьких девушек, Элизабет страдала от ревности, у них расходились взгляды на воспитание детей, он нередко злоупотреблял спиртным, как актёры они соревновались друг с другом. И Элизабет в этом негласном соревновании часто одерживала победу, что задевало самолюбие Бёртона, тонкого, вдумчивого театрального актера.

Элизабет Тейлор получила вторую статуэтку «Оскар» за роль в фильме «Кто боится Вирджинии Вульф?» (1966), Ричард, сыгравший с ней вместе, был только номинирован. Впоследствии он говорил, что Тейлор удостоилась «Оскара» потому, что ей повезло: её роль была сложнее, чем у конкуренток. Роль Марты, и правда, одна из самых сложных и драматичных. В этом Бёртон душой не покривил.


Элизабет Тейлор


Элизабет набрала более 10 кг для этой роли. Ей предстояло сыграть женщину гораздо старше себя. Женщину, любящую и страдающую в браке, мечтающую стать матерью. В игре Тейлор воплотились отчаяние, мечты и любовь, доведённые до безумия, почти бабская грубость и ранимость ребёнка.

Несмотря на признание в киноиндустрии, Элизабет Тейлор всегда мечтала играть в театре. Свою мечту она осуществила в 49 лет. Это был её маленький триумф: билеты на спектакли раскупили в один момент. Оценки критиков, высказывания жёлтой прессы о внешности актрисы были не так важны. Элизабет Тейлор уже давно вошла в историю мирового кино как одна из самых красивых и талантливых актрис, и её талант уже никто не в силах оспорить, как и забыть её красоту.

Она продолжала сниматься в кино до 2000-х. Ей уже ничего не надо было доказывать. Достаточно того, что она Элизабет Тейлор.

 

Елена Громова



 

Рекомендуем

Люблю тебя, Василия Стасова творение!
Феномен Тайры Бэнкс
Альбер Камю – «Совесть Запада»
Mercedes-Benz Fashion Week Russia 30-й сезон. Четвёртый день
Кино. "Лобстер" реж. Йоргос Лантимос
Федор Петрович Толстой. История о том, «как в одном русском человеке соединилась вся Академия Художеств»
Конвейер дал сбой («Черная вдова», реж. Кейт Шортланд)
38-й ММКФ. Конкурс. "37" реж. Пук Грастен
Санкт-Петербургскому дому танца «Каннон данс» 20 лет
67-й Берлинский кинофестиваль. "Логан", режиссер Джеймс Мэнголд