Партнеры Живи добром

Это наш район ("Притяжение" реж. Ф. Бондарчук)


"Притяжение"


Фильм Федора Бондарчука «Притяжение» невозможно загнать ни в какие жанровые рамки. Поверите ли вы, что фильм с наикрутейшими спецэффектами, инопланетянами, сбитым над Москвой НЛО на самом деле социальная драма? Как нам настойчиво твердили создатели «Викинга»: «Увидеть, чтобы поверить». Да мы уже почти вам верим, только вот от блокбастера к блокбастеру вы забываете про сюжет, и все дорогие костюмы, декорации, спецэффекты, меркнут рядом с нагромождением сюжетных несуразиц. «Притяжение» - первый русский блокбастер с интересным и продуманным до конца сюжетом (как бы странно это не звучало).

Можно вообще забыть про НЛО, это лишь приманка, чтобы после первых 20 минут экшена зритель был полностью во власти картины, а потом уже не смог оторваться. Сцена падения космического корабля пришельцев настолько правдоподобно сделана (качество компьютерной графики для нашего кино уникальное), что будь наш зритель менее искушен, то вполне могла бы получиться ситуация, когда после чтения Орсоном Уэллсом романа Герберта Уэллса «Война миров» по радио в США началась паника. Знакомые панельные дома падают как костяшки домино, а по всем каналам говорят о растущем количестве жертв. Интересно, что бы было, если бы создатели в качестве рекламы крутили фейковые выпуски новостей с кадрами падения НЛО из фильма?  «Большая часть столичного Чертанова оцеплена, к месту крушения стягиваются представители силовых структур…»

Думается, что «Притяжение» ждет зрительский успех, так как выбор жанра был продиктован желанием авторов говорить с широким кругом зрителей на очень нужную тему, донести важную мысль. Формула простая, но, к сожалению, не часто у нас используемая. И в «Притяжении» эта мысль не дана по указке сверху, по госзаказу. Замечательно и то, что фильм о молодежи создан молодежью. Авторы идеи картины Михаил Врубель и Александр Андрющенко долго уговаривали Федора Бондарчука взяться за проект. Как им это удалось? Кропотливой работой над сценарием и закидыванием режиссера письмами. Врубель и Андрющенко при разработке сюжета держали в уме трагические беспорядки в Бирюлёво в 2013 году и событтия на Манежной площади в 2011 году. Создателей «Притяжения» действительно волнует проблема разобщенности, нетерпимости, ненависти в современном обществе. Безусловно, без какой-то сквозной мысли, посыла не получится создать сколь-нибудь качественную картину. Все это есть и в отечественных хитах 2016 года, года кино, но все это слишком размыто и в общих чертах – про честь, про любовь, еще раз про любовь, про героизм. Ценность «Притяжения» в том, что это про нас с вами сегодня, и, поверьте, это далеко не лестный наш портрет.

Еще одна неотъемлемая составляющая успешного сюжета – личностные отношения на фоне эпических событий. Здесь это отношения отца и дочери, военного коменданта Москвы Лебедева (Олега Меньшикова) и героини Ирины Старшенбаум. Как говорится, только во время переломных и страшных событий начинается настоящая жизнь. Так вот отцу и дочери, чтобы понять друг друга понадобилась катастрофа космического масштаба. Но финал картины отнюдь не оптимистичный, человечество так и не извлекло никаких уроков из столкновения с пришельцами (извлечет ли когда-нибудь из чего-нибудь?). В том и дело, что «исправится» может только отдельный человек, а толпа всегда будет громить и ненавидеть, и слушать того, кто громче кричит или в десятки раз усиляет голос при помощи социальных сетей или телеканалов (разрушительные действия ТВ и интернета тоже показаны в картине).

Федор Бондарчук, по собственному признанию, всегда мечтал поработать с Олегом Меньшиковым. К счастью, актер быстро увлекся идеей, предложенной ему картины, и мы после долгого отсутствия Меньшикова в кино снова увидим его на большом экране. Именно Лебедеву выпадает честь первого контакта с пришельцами вместе с комичным депутатом в исполнении Никиты Тарасова (Николай I в фильме «Монах и бес»). Герой Меньшикова ровно посередине между силовым решением в лице героя Сергея Гармаша и попыткой узнать и понять пришельцев в лице дочери. Военные (одни из первых зрителей картины) остались довольны тем, как вооруженные силы показаны в картине, в частности интеллигентный полковник Лебедев. Министерство Обороны оказывало большую поддержку в съемках «Притяжения». Новейшие военные внедорожники, вертолеты, истребители, авианосец «Адмирал Кузнецов» - все это настоящее, а не нарисовано на компьютере.

Очень хочется поделиться деталями сюжета, но мы не будем. Фильм гораздо интересней и больше, чем кажется из трейлера. «Притяжение» притягивает зрителя тайнами сюжета, Олегом Меньшиковым, Федором Бондарчуком, молодыми талантами из Гоголь-центра. Надо только оставить предубеждения против российского зрелищного кино, забыв почти все, что вы видели до этого, и поддаться этому притяжению. Во время просмотра вы не будете делать скидку на то, что это русский фильм. "Притяжение" выходит в прокат 26 января.

***

Что было самым сложным в работе над «Притяжением»? «Распределить пригласительные на премьеру», - ответил за всех на пресс-конференции автор идеи и продюсер Александр Андрющенко. Уверены, что так оно и есть.


"Притяжение"


Михаил Мосягин



 

Рекомендуем

Второй шанс («После. Глава 2», реж. Роджер Камбл)
Diptyque: аромат Розы
Твидовые истории. Классика и современность
«Чем глубже вдох,..»
Mercedes-Benz Fashion Week Russia 30-й сезон. Четвёртый день
«Где кончаются слова, там начинается музыка». Симфония №4 П.И. Чайковского
Новые колядки от Николая Коляды: «Горе от ума» и «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» (Фестиваль «Коляда-театр «На Страстном»)
Музыкальный футурист Сергей Прокофьев
Лекционный проект «Мы проводили вечер на даче»
Шокирующая правда о жизни Жерара Депардье