Партнеры Живи добром

Французам прощается всё ("Планетариум" реж. Ребекка Злотовски)


"Планетариум"

Смотреть французское авторское кино с субтитрами – наслаждение для истинного киномана. Когда с экрана доносится продолговато-картавая смесь слов, в своей неясности воспринимаемая как истинная красота, происходящее неважно. Франция – Родина кино, и каждый раз она это доказывает сполна. На некоем генетическом уровне веришь, что французы способны удивить и заворожить и без механических сценарных и технических находок Голливуда. «Планетариум» Ребекки Злотовски тому подтверждение.

История сестер-медиумов, разворачивающаяся на просторах предвоенного Парижа, подкупает сразу и бесповоротно. Сюжет, как клубок, постепенно наматывается на линию повествования, заставляя сопереживать каждому из представленных героев, но при этом рождая размытость понятий «хороший – плохой». Отсутствие четкого антагониста не единственное драматургическое упущение фильма, за ним следует незавершенность некоторых подсюжетов и отсутствие точного ориентира истории, а именно, о чем она в частности. Все слишком идейно обобщенно. Слишком по верхам. Однако это все ремесленный подход, без которого, безусловно, не обойтись, но не стоит считать его истинно верным.

Как же столь слабая и бесформенная в драматургическом ключе лента смогла почти два часа держать зрителя в зале? Ответ таится в актерском составе. В первую очередь это конечно Натали Портман. Невероятно тонко, грациозно и глубоко - в одном взгляде читалась тщательная работа над ролью. Во многих эпизодах она совершала истинно филигранный манёвр: оправдывала слабую внешнюю мотивацию мощью внутреннего осмысления поведения героини. Порой хотелось задать вопрос: «Почему? Как? Зачем?». Однако, когда внимание переключалось на игру Портман, вопросы исчезали сами собой. Точное попадание в роль!

Эммануэль Салинжер. Расчетливый владелец кинокомпании, в силу обстоятельств постепенно теряющий контроль над собой под давлением эмоций – характер не из простых, но французский актер смог показать своего героя в полном спектре, раскрыв в нем и ангела и демона. Кульминационная сцена в суде поражает лаконичностью и непредвзятостью актерского и режиссерского решений: всего пару минут, почти одна фраза на безысходном рефрене, но все это производит эффект разорвавшейся бомбы. 

Лили-Роуз Депп. Звездная девочка знаменитых родителей. Можно уже было приготовиться к клишированной, картонной игре, но… Лили-Роуз Депп раскрыла себя в этой картине как подающая надежды молодая актриса. Безусловно, проигрыш в столь неравном дуэте с Портман налицо, однако, сама роль подразумевает подчинение более сильной героине, из-за чего в своей обособленности героиня Депп создана профессионально и доведена до конца, можно сказать, идеально.

Хвалить современные картины за удачную операторскую работу и визуальные эффекты уже стало неким моветоном, однако, об этом стоит упомянуть в случае с «Планетариумом». Атмосфера декаданса 30х годов передана настолько точно, что невольно хочется стать участником всех событий, происходящих на экране. Каждый эпизод завораживает, как и звездное небо в начале фильма. Самое удивительное, что при всем сюжетном объеме картина не разваливается в плане формы, а в выверенном темпоритме движется к своему финалу. Замечательная работа операторов и монтажеров! Мизансцены некоторый эпизодов просто не могут оставить равнодушным зрителя: интригующая работа с тенями, зеркалами и крупными планами. Каждый кадр пропитан своей поэзией и музыкой, едиными для фильма.

Кстати насчет музыкального сопровождения! Как говорится, «сэ манефик»! После «Планетариума» интерес к Робину Кудеру явно возрастет, так как то, что он сделал в данной картине, как минимум, можно признать чарующим и органичным.

Как видно, почти все кинематографические пазлы совпали в фильме «Планетариум»: чудесные актеры, великолепные аудиосопровождение и операторская работа. Именно они и будут приятным открытием для зрителя после выхода фильма на экраны 1 декабря. Однако явно разочарует сценарий, точнее его реализация ближе к середине. Очень много «фестивального» микса тем: расизм-холокост, война, мистика, рак… Создателям, видно, было трудно выбрать что-то одно, из-за чего получилась некая солянка из всего, что могло бы быть. К счастью, большой трагедии с фильмом это не сыграло в силу упомянутых причин, а для киноманов, склонных к поиску глубинных смыслов, сюжет покажется даже чересчур интригующим.

Одно можно сказать с уверенностью, в «Планетариуме» досконально раскрываются три человеческие судьбы, которые через личную трагедию приходят к очищению, заставляя зрителя достигнуть катарсиса. А это и есть цель настоящего искусства!


"Планетариум"


Илья Михеев



 

Рекомендуем

Неиссякаемая энергия Джейн Фонды
Осень соблазнов. Мужские ароматы. Выбор редакции
Кино. Классика. "Леон"
Хороший мальчик нашего времени ("Хороший мальчик" реж. Оксана Карас)
Люди и Страсти Игоря Владимирова
Как завести лучшего друга во Франции?
Как мальчик стал мамой: моноспектакль «Семен» (Фестиваль моноспектаклей SOLO)
«Волшебный мир. Гофманиада»
«Мушкетер нашего времени. Святослав Бэлза»
Алла Тарасова. Великие тайны великих людей