Партнеры Живи добром

Ингмар Бергман. Жизнь во сне и наяву. Сцены из жизни


Имя Ингмара Бергмана, шведского режиссера и сценариста, является культовым для поклонников кинематографа двадцатого столетия. Обладатель многочисленных наград. Его фильмы – шедевры авторского кино. Практически все картины, а их 46, он снял по собственным сценариям, которые заняли достойное место в одном большом сценарии — истории его жизни. 


Ингмар Бергман


О воспитании и снах

«На самом деле я постоянно живу в своем детстве, брожу по сумеречным этажам, гуляю по тихим уппсальским улицам, стою перед дачей и слушаю, как шумит листва огромной сдвоенной березы. Перемещение происходит мгновенно. В сущности, я все время живу во снах, а в действительность лишь наношу визиты», — так откровенно говорил о себе и своем мироощущении родившийся 14 июля 1918 года в старинном городе Уппсала к северу от столицы Швеции режиссер Ингмар Бергман. Вспоминая о своем детстве, он признался, что родители воспитывали его в строгости и в осознании греховности. Уже с самых малых лет он понимал, что жизнь и смерть связаны между собой, как две стороны одной монеты.


Будучи сыном пастора, Ингмар видел не только красивые торжественные церковные службы, но и прозаичное закулисье такой жизни. Может быть, именно поэтому во многих своих фильмах он вновь и вновь задавался вопросами христианского характера. Философские проблемы бытия находят отражение в действительности бергмановских картин, но главным и определяющим моментом является его способность как художника переносить действие из бытового пространства в иное измерение, где история уже становится притчей, а детали метафорами. Он считал, что гениальность режиссера заключается в возможности этого безболезненного перехода. И абсолютным мастером такого приема признавал Андрея Тарковского. В своих фильмах Бергман часто размывал границы миров. Так «Земляничная поляна» начинается со сна героя, в дальнейшем без каких-либо усилий режиссер путешествует из сна в реальность и обратно. Эта картина получила «Берлинского медведя» и была удостоена номинации на «Оскар» за «лучший оригинальный сценарий». В центре сюжета Исак Борг, пожилой профессор, совершающий путешествие через всю страну в университет Лунда на вручение премии. В дороге он переосмысливает свою жизнь, погружается в воспоминания о детстве и молодости, подводит некий итог пройденного пути. Пронзительно-тоскливая финальная сцена фильма, в которой герой попадает на освещенную солнцем поляну с дикой земляникой, где через реку он видит своих родителей. 


Они машут ему руками. И мы, зрители, понимаем в этот момент всю обреченность человеческого существования. Каждый из нас когда-нибудь разыграет монету, на которой выпадет смерть. В своей книге «Картины» режиссер написал, что работа над сценарием была попыткой «оправдаться перед отвернувшимися от меня, выросшими до мифических размеров родителями, попытка, с самого начала обреченная на неудачу. Лишь много лет спустя мать и отец обрели в моих глазах нормальные пропорции — растворилась и исчезла инфантильно-ожесточенная ненависть. И наши встречи наполнились доверительностью и взаимопониманием»


В другом его фильме «Осенняя соната» тоже поднимаются взаимоотношения отцов и детей, где он попытался разобраться во внутреннем непреодолимом конфликте между матерью и дочерью. Бергман считал эту картину своей неудачей, говорил, что она должна была остаться киногрезой, а получилась «фильмом грез». Идея родилась внезапно как озарение, сразу было понятно, что главные роли сыграют Ингрид Бергман (с которой они давно мечтали оказаться на одной съемочной площадке) и Лив Ульман. Мысль, мучившая Ингмара, при создании этого фильма — «дочь должна родить мать». Только так можно восстановить духовную близость. Исповедь двух взрослых женщин могла бы привести их к всепрощению и принятию друг друга. Но персонажи живут отдельной жизнью и диктуют свою логику поступков. А потому ненависть, поселившаяся в душе дочери, оказалась непреодолимой, «сцементировалась». Никто не смог разрушить стену, созданную комплексами, страхами, амбициями, простить и быть прощенным.


Ингмар Бергман


О любви

Ингмар Бергман в одном из интервью признался, что всегда находился в состоянии влюбленности. В детстве он до безумия любил свою мать. Последняя жена Ингмара Ингрид ван Розен, по его словам, была очень на нее похожа. Может, в этом и кроется секрет их счастливой семейной жизни?.. Именно Ингрид принадлежала идея собрать всех его детей от разных жен на острове Форе, где жил режиссер, в день его рожденья, за одним общим столом, познакомить друг с другом, наладить семейные связи. Это стало традицией и продолжалось, даже после ее смерти. Ингмар Бергман был женат пять раз, у него восемь детей. На провокационный вопрос журналистки, чувствовал ли он угрызения совести за отсутствие времени на общение с детьми, за порой его безответственность по отношению к их жизни, он ответил, что, воспитываясь в очень жестких рамках, угрызения совести были неотъемлемой частью его самоощущения. Но однажды он осознал, что это стало «позиционированием» — испытывать угрызения совести по поводу боли, которую ты причиняешь другим. И он просто от них избавился. Чувство вины, как утверждает Бергман, совсем другое. И оно всегда с ним. 


В фильме «Сцены из супружеской жизни» главный герой говорит: «Нам больше не нужно оказывать друг другу сострадание, и мы можем спокойно швырнуть наши угрызения совести в мусорную яму. Постепенно мы становимся похожими на людей. Наша ошибка в том, что мы вообще познакомились, что мы влюбились и потом решили жить вместе. Какое великолепное фиаско!» В этих словах чувствуется горечь от непонимания друг друга. Человек всегда сталкивается с пустотой вокруг себя, с тотальным одиночеством. Эта картина о мужчине и женщине, о различии полов, о том, какие преграды стоит преодолеть, чтобы научится слышать и принимать другого человека. «Мы беспочвенные незнайки, когда речь идет о нас и о других». Временами душераздирающая, иногда ироничная, мудрая, эта лента — размышления Бергмана о любви и браке. Картина имеет два формата: художественный фильм и телевизионный, разделенный на шесть серий. 


Премьера на шведском телевидении прошла с11 апреля по 16 мая 1973 г., и имя Ингмара Бергмана достигло вершины популярности. В главных ролях друг и любимый артист Бергмана Эрланд Юсефсон и Лив Ульман, актриса, сыгравшая в череде его работ, а также на тот момент уже бывшая жена режиссера, от брака с которой у них осталась дочь Линн. Герой Эрланда в финале признается, что любил свою жену, но «по-своему, самым не совершенным и эгоистичным образом». Наверное, эти мысли созвучны с настроениями самого Бергмана, столь искушенного в делах любовных.


Ингмар Бергман


О театре

Свою карьеру Бергман начал как театральный режиссер. В девятнадцать лет он сбежал из дома и стал работать в Драматической студии. Потом создал свой небольшой театр в Гражданском доме. После завершения учебы в институте литературы и искусства стал художественным руководителем сначала Городского театра Хельсингборга, а затем Гётеборга. На последнем месте он прослужил три года. С тех пор Бергман постоянно ставил спектакли, пока в 1963 г. не стал во главу Шведского Национального театра. Любимыми драматургами были Ибсен, Чехов, Стриндберг. Влияние последнего прослеживается во многих произведениях самого Бергмана. В 1986 г. осуществил свою давнюю мечту — поставил «Гамлета». К этому спектаклю он шел долго. Отголоски мы слышим еще в 1982 г. в последнем для широкого экрана фильме «Фанни и Александр». 


В этой истории совершенно органично переплетается сказка с прекрасными кукольными картинками и экзистенциональный ужас. Здесь есть что-то от гофмановского «Щелкунчика» с его предвкушением рождественского чуда и от Диккенса, у которого красочный мир богатых и счастливых всегда показан через призму нищеты, жестокости и уродства человеческого существования. После смерти родного отца, который был директором театра, и нового замужества матери дети, Фанни и Александр (имена вынесены в название картины) попадают в дом епископа, абсолютно диккенсовского персонажа. 


В конце фильма, найдя спасение в лавке старого еврея, они встречаются с Богом. Границы реального и неземного постоянно стираются, трудно понять, что реальнее сон или явь. Театральность ленты прослеживается во всем: и в масштабных съемках, и в картинных кадрах, и в цветовом решении, и в ярких, иногда даже гротескных образах. Немного путанная, но по-детски наивная речь отца о театре в самом начале фильма предвосхищает рассказанную дальше историю. «Я люблю театр и люблю людей, которые работают в нём. Там, снаружи, мир большой, и временами этому маленькому миру удается отразить его, и он становится нам понятней. Мы даем возможность приходящим сюда людям на несколько мгновений или на несколько секунд забыть жестокий внешний мир». Подобные чувства испытывал и сам Бергман, недаром после этого фильма он заявил, что закончил свою кинематографическую карьеру и решил посвятить себя театральному искусству.


Ингмар Бергман


О профессии — режиссер

Бытует мнение, что Бергман на съемочной площадке превращался в режиссера-деспота. Сам же он считал, что недостаток собственной состоятельности в человеческом плане, он компенсировал в работе, которая, в свою очередь, требовала выполнения определенных обязательств таких, как точность, пунктуальность, трезвость, суровость, послужившая непростым испытанием для многих его коллег. 


Широкой огласке был предан случай с критиком, которого Ингмар ударил во время одной пресс-конференции. По словам режиссера, это один из немногих людей на земле, которого он, действительно, ненавидел. Такой поступок не являлся приступом ярости, а был хорошо спланированным отмщением. После данного инцидента пострадавшему не давали писать рецензии на фильмы Бергмана, так как об объективности не могло идти и речи, и всю свою злобу он направил на близких людей режиссера. И еще долго отравлял им жизнь. 


Когда что-то не складывалось в процессе создания сценария или фильма, или спектакля, Бергман воспринимал это как нехватку личного профессионализма. Одновременно и преимуществом, и недостатком в режиссерской профессии он видел отсутствие виноватых. Вся ответственность возлагалась на плечи самого мастера. 


Страх начать создавать картины «под Бергмана» преследовал его постоянно. Он очень любил и почитал Тарковского и Феллини, но при этом был абсолютно уверен, что пару раз великие художники переступили черту между подлинным и вторичным искусством. Может быть, именно в этом лежит его неприятие картины «Осенняя соната». Он метафорически сравнивал подобное чувство с бурением скважины. Либо ломается лом, либо не хватает отваги бурить глубже, либо нет сил, либо не понимаешь, что еще недостаточно глубоко. И вот ты вытаскиваешь лом и вполне удовлетворен проделанной работой. «Это недвусмысленный симптом творческого истощения, к тому же весьма опасный, ибо не вызывает боли». 

Ушел великий мастер 30 июля 2007. Последние годы жизни он провел в одиночестве на своем острове Форе. Писал новые сценарии. Не имел потребности в общении с новыми людьми и признавал телефон великолепным изобретением, дающим возможность услышать старых друзей. 



Елена Полянская



 

Рекомендуем

XXXIX ММКФ. "Мешок без дна" Рустама Хамдамова
Триллер haute couture ("Под покровом ночи" реж. Том Форд)
Владимир Мигуля, советский композитор и пианист
Парк имени Ланы Дель Рей
Кино. Премьера. "Игра на понижение"
Укрощение космоса («Время первых», реж. Дмитрий Киселев)
DIMANEU и SLAVA ZAITSEV вновь на высоте! Второй день 32 сезона Mercedes-Benz Fashion Week Russia.
Масленица в Музее-усадьбе Г. Р. Державина
Писатель больших путешествий
ART в шоке. Как изменилось искусство за последние 100 лет