Партнеры Живи добром

Кино Южной Кореи: Голливуд на свой лад


На минувшем Каннском фестивале Золотую пальмовую ветвь получил фильм «Паразиты». Это первая лента из Южной Кореи, ставшая триумфатором фестиваля. Ценители кино знают: корейский кинематограф сейчас переживает настоящий ренессанс и буквально покоряет мир. Если же вы с ним ещё не знакомы, мы расскажем о самых ярких современных режиссёрах Южной Кореи и их работах.

На рубеже XX-XXI веков правительство страны ослабило многие ограничения, в том числе и в сфере искусства, а вместе с этим зародился интерес к производству блокбастеров, которые могли бы потягаться с Голливудом. Но корейские режиссёры быстро обратились к фестивальному кино, и вскоре мир услышал о множестве талантливых творцов.

Зачинателем корейской Новой волны справедливо называют «отца кинематографа Кореи» – Им Квон Тхэка, который за пятьдесят лет снял более 100 фильмов. Но сложно сказать, с чего именно начался ренессанс корейского кинематографа. Пожалуй, это произошло двадцать лет назад, в 1999 году. В доказательство этому два фильма – «Шири» Кана Джегю и «Мятная конфета», который снял Ли Чхан Дон.


"Мятная конфета"


Шпионский боевик «Шири» стал первым фильмом, который привлёк серьёзное внимание критиков и зрителей со всего мира к корейскому кино. Он также положил начало активному кинопроизводству в самой стране. Лента «Мятная конфета» заинтересовала уже своей необычной структурой: она начинается со сцены самоубийства мужчины, который кричит: «Я хочу вернуться назад!». Собственно, об этом и фильм: в обратном порядке он показывает ключевые моменты в жизни главного героя, которые привели его к самоубийству.

Историю об одном человеке (к слову, далеко не самом приятном) Чхан Дон вплетает в неспокойную историю Кореи, пытаясь найти и объяснить истоки многих проблем её жителей. Не так давно, в 2018 году, он снял «Пылающий», ещё один «очень южнокорейский» фильм. Только здесь уже рассматривается азиатское общество, на которое влияет Запад. Именно в этом Чхан Дон видит причины социальной отчуждённости и способности к жестокости (насилие очень часто встречается в корейских фильмах).

Такое исследование психологии и поведения людей и вообще общества стало лейтмотивом корейского кинематографа. В 2010 году режиссёр и сценарист Лим Сан Су снял ремейк классического фильма «Служанка». Однако он не столько отдал дань уважения классике, сколько использовал сюжет, чтобы рассмотреть моральную испорченность нынешнего мира, в котором всё держится на подчинении, и высмеивании современной элиты.

Разумеется, выдающиеся корейские режиссёры снимают не только мрачные и серьёзные фильмы. Хон Сан Су обладает уникальным стилем съёмки и неизменно наделяет свои работы юмором, хотя порой и странным (но в этом кроется часть его обаяния). Сан Су уже давно знают и любят во всём мире, и со своего дебюта в 1995 году с фильмом «День, когда свинья упала в колодец» он не перестаёт собирать награды на всевозможных фестивалях.


"Последний выстрел президента"


Но даже в комедийных фильмах часто проскальзывают мрачные нотки, потому чаще это всё же чёрные комедии. Уже упомянутый Лим Сан Су – известный любитель сатиры и провокатор. Это он отлично показал в комедии «Последний выстрел президента» (2005) про выдуманное убийство бывшего корейского президента Пака Чон Хи. Семья Чон Хи ожидаемо пришла в ярость и подала в суд на режиссёра, а в некоторых странах показывали редактированную версию фильма.

Корейским режиссёрам не чужда и тема небольших городков, которую так любят, к примеру, британцы и американцы. В частности, этой теме посвящён фильм «Девочка у моей двери» (2014), режиссёрский дебют Джули Чун. Он рассказывает об офицере полиции, которую после скандала перевели из Сеула в отдалённый приморский город. Здесь она помогает девочке, над которой издеваются сверстники и приёмный отец, но её благородные намерения не слишком одобряют местные жители.


"Поезд в Пусан"


Южнокорейскому кино удаётся, постепенно сближаясь с западным, оставаться очень самобытным. Один из таких примеров – «Поезд в Пусан» режиссёра Ёна Сан Хо. Это самый настоящий апокалиптический экшн с зомби: в поезде оказывается женщина, укушенная зомби, и пассажирам придётся бороться за свою жизнь. Режиссёр использует эту историю, чтобы подтолкнуть к рефлексии о классовых различиях: в поезде едут самые разные пассажиры, от бездомного мужчины до богача-бизнесмена, и эти различия становятся препятствиями на пути героев к спасению.


"Поезд в Пусан"


Про вампиров, кстати, тоже не забыли. Пак Чхан Ук в 2009 году снял очень необычный фильм на эту тему – «Жажда», этакая «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» на корейский лад. Он рассказывает о священнике, который решается на экспериментальное лечение и, едва не умерев, становится вампиром. Перед ним встаёт моральная дилемма: сам священник – искренне верующий, но в нём просыпаются грешные порывы, которые раньше он подавлял. По мнению Чхан Ука, этот дьявол сидит в каждом из нас. Чхан Ук – один из немногих южнокорейских режиссёров, которые смогли обосноваться и в Голливуде, и в западном кинематографе вообще. Собственно, и режиссёром он стал, посмотрев «Вертиго» Хичкока, а до этого мечтал быть критиком. Фильмы Чхан Ука всегда отличаются уникальным визуальным стилем, но сам он заявляет, что главное для него – характеры и история. О человеческой природе он рассуждает, показывая «лиричные» сцены насилия, и с помощью мрачного чувства юмора. Его первым успехом стал фильм «Объединённая зона безопасности» (2001) о напряжённых отношениях между Южной и Северной Кореей, на тот момент – самый кассовый фильм в Южной Корее, который оказал большое влияние на кинематограф страны. Тема вражды между разными странами раскрывается и в другой работе Чхан Ука – «Служанка» (2016). Оригинальную историю он переносит из викторианской Англии в Корею под властью Японии. Этот фильм тоже стал любимцем Канн.

Международную славу Чхан Ук получил после выхода «Олдбой» (2003), который открыл ему дорогу в Голливуд. Там режиссёр снял фильм «Порочный игры» – свой англоязычный дебют, в котором чувствуется влияние Хичкока. На главные роли он позвал хорошо знакомых западному зрителю актёров – Мию Васиковска и Мэттью Гуда, а также Николь Кидман. Наконец, в 2018 году вышел сериал, снятый Чхан Ук для BBC One и AMC, – «Маленькая барабанщица» по шпионскому роману Джона Ле Карре. Выбор режиссёра многим показался неожиданным, но, как оказалось, продюсеры не прогадали.


Пон Чжун Хо


Возвращаясь к режиссёру «Паразитов» Чжун Хо, отметим, что его тоже любят западные зрители. Он им уже хорошо знаком, да и на фестивалях появлялся не раз. Первой его фестивальной работой стал фильм «Вторжение динозавра» (на первый взгляд, фантастический триллер вполне в духе Спилберга, но на самом деле это история о не самой нормальной семье), он пробовал себя и в ужасах, и в спагетти-вестернах, но широкой аудитории Чжун Хо больше знаком по двум блокбастерам: постапокалиптическому триллеру «Сквозь снег» с Крисом Эвансом и Тильдой Суинтон и фантастической драме «Окча» с Джейком Джилленхолом и той же Суинтон. В 2017 году эта лента тоже претендовала на Золотую ветвь.


"Сквозь снег"


Найти что-нибудь по душе среди корейских фильмов смогут и любители костюмной драмы, и хорроров, и шпионских боевиков, и странноватых чёрных комедий, и фантастики. Прелесть в том, что эти фильмы сильно отличаются от голливудских и европейских и очень самобытны. Стоит немного втянуться – и вы почти наверняка попадёте под его обаяние.


Мария Баратели



 

Рекомендуем

Александр Кайдановский. Путь одинокого творца
Диалог мирового масштаба
Закрытие сезона БСО им. П. И. Чайковского
Как перевод книг искажает смысл
Политехнический музей
Волшебник из страны СССР Александр Птушко
Вольфганг Амадей Моцарт «Милосердие Тита»
Екатерина Максимова. Жизнь во имя танца
«Что за шум, а драки нет?!» или как снимался фильм «Место встречи изменить нельзя»
Позвольте вами восхищаться!