Партнеры Живи добром

Новый проект музея Востока


Новый выставочный проект Государственного музея Востока посвящен проблеме развития авторской художественной керамики XX века в Средней Азии. В 20-30-е годы XX века начинается процесс нивелирования устоев традиционного ремесла и разработки новых форм народного искусства. Делаются попытки создать кустарную промышленность - мастеров объединяют в артели, занимающиеся производством массовой продукции. Все это приводит к резкому снижению качества выпускаемого товара. Лишь немногие керамисты получают возможность заниматься творческой работой, делая произведения по государственному заказу.


Блюдо с портретом народной артистки СССР К. Бейсеитовой. Казахстан, Алматы, 1937.


Первоначальный период становления национального искусства Средней Азии представлен на выставке работами Ташкентского учебного художественно-промышленного комбината,
Алма-Атинской художественной мастерской, а также Ашхабадской керамической фабрики. 


В разных регионах страны внедряется техника полихромной росписи цветными эмалями по гравировке. Национальная специфика передавалась сюжетными композициями и орнаментом. 


М. Рахимов. Ваза декоративная. Узбекистан, г. Ташкент; 1945 г.


В Узбекистане образцом для рисунков на керамике часто служили узоры вышивок и интерьерных росписей, в Казахстане использовали традиционный орнамент мозаичных войлоков, в Туркмении художники использовали в керамике ковровые узоры. Одно из декоративных блюд, представленных в экспозиции, расписано тонким геометрическим рисунком, характерным для вышивки на туркменских женских халатах. 


К 1960-м годам начинается новый этап в развитии среднеазиатской керамики. Возрождается деятельность потомственных мастеров в традиционных центрах гончарного ремесла. 


У. Джуракулов. Сосуд для воды афтоба урдак. Узбекистан; Самарканд. 1958 г.


Керамистов начинают привлекать к участию во всесоюзных выставках, их работы передаются художественным фондам и музеям. Однако, сохраняется принципиальная разница между искусством профессиональных художников и творчеством народных мастеров. Первые, ломая старые каноны, создают уникальные работы, свободно обращаясь с художественным наследием. Последние − пытаются работать так, как это делали их предки, следуя местным традициям. 


На выставке представлены произведения мастеров, создавших яркие произведения художественной керамики в национальном стиле и оставивших заметный след в развитии современного декоративно-прикладного искусства Средней Азии − Мухитдина Рахимова, Умара Джуракулова, Софьи Раковой и Александра Кедрина.


Материалы предоставлены пресс-службой музея





 

Рекомендуем

Роскошь и признание — бренд Ashi
Уильям Стайрон: исследователь человеческих мук
Материнское правосудие («Три билборда на границе Эббинга, Миссури», реж. Мартин МакДона)
Театр в кино и дома: как театральные постановки стали доступны для всех
Лица истории («Подольские курсанты», реж. Вадим Шмелёв)
Гарриет Бичер-Стоу: литература с запахом либерального дыма
«Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» на сцене Театрального центра «На Страстном»
Фильмы о молодежи на фестивале RIFF. Перышко, Железный человек и резиновые утки
Николя де Сталь: русская душа и французские манеры
Клод Моне. Объятый впечатлением