Партнеры Живи добром

Интернет в голове («Призрак в доспехах», реж. Руперт Сандерс)


"Призрак в доспехах"


Доктор Уэлет (Жульет Бинош) не может наглядеться на киборга нового поколения: Майор (Скарлетт Йоханссон) стала первой, кому удалось не просто вмонтировать пару-тройку новых девайсов в бренную оболочку, но почти полностью заменить плоть на синтетическое тело. От человека в Майоре остался только мозг, но все воспоминания о прошлой жизни у кибердевушки стерты. Она верой и правдой служит правительству, а серое вещество ей нужно только потому, что у машины нет фантазии и интуиции, хотя бы пока нет. Уэлет приложила руку к созданию Майора и довольна результатом. Сама же чудо-женщина мучается из-за проблем с идентификацией: кто она – человек или машина? А тут еще, как назло, таинственный хакер Кудзе (Майкл Питт) разбушевался, взламывает роботов и повсеместно технически усовершенствованных людей, управляя и теми и другими словно марионетками для достижения неведомой цели. Майор должна выследить взломщика, понять его мотивы и разобраться в себе. Помогут ей в этом нелегком деле напарник Бато (Асбек Пилу) и начальник Дайсукэ Арамаки (Такеши Китано).

В основе сценария фильма Руперта Сандерса лежит одноименная манга Масамунэ Сиро. В работе Сандерса также есть цитаты из другой экранизации комикса – мультипликационной ленты Мамору Осии 1995 года, восхитившей когда-то еще братьев Вачовски. Но голливудский блокбастер, явно чувствуя долг перед творением Осии, все же идет своим путем. При видимой близости двух миров «Призраков в доспехах» 1995 и 2017 годов между ними пролегает весьма ощутимая пропасть. Тончайшие размышления о силе искусственного интеллекта, о его способности трансформироваться и о самосознании компьютерных программ в произведении Осии кинематографисты оставили в стороне, предавшись раскручиванию любовной линии и излюбленной темы – самоидентификации.

Они также напомнят, что зависимость от интернета несет серьезные риски. Сейчас больше переживают, когда взламываются странички в соцсетях или же создаются фейковые аккаунты, потихоньку забывая о тех временах, когда можно было легко потеряться на просторах сети, создавать пользователей под разными никами, играя со своей идентичностью. В «Призраке в доспехах» интернет стал еще ближе к человеку: кибернетические модификации физической оболочки позволяют всегда оставаться «на связи». При этом подключить мозг к всемирной сети – значит быть потенциально подверженным тому, что тебя могут «хакнуть», похитить воспоминания или, наоборот, вписать в твою память то, чего никогда не было. Дальше – больше: свободный доступ к информации оборачивается вполне вероятной возможностью стать слепым рабом компьютерных дел мастера или же находиться под пристальным взором бывшего мужа, например, потратившегося на пиратскую программу. Как вариант, можно и вовсе коллективно подключиться к отдельной сети и не вылазить из виртуального мира. На фоне таких технологических «вкусностей», бегает героиня Скарлетт Йоханссон, не стесняясь обнажать свое синтетическое тело, скидывая плащик а-ля Нео (или же Нео позаимствовал сию деталь гардероба у Майора ранней версии).

В «Призраке…» Сандерса собран блестящий актерский состав. Жульет Бинош, словно воплощая намерения Марии Эндерс из «Зильс-Марии» Ассаяса, играет в научно-фантастической ленте. Ей, конечно, досталась не главная роль, но почти материнскую нежность и муки совести гения от науки французской актрисе транслировать удалось. Такеши Китано наделяет каждое появление своего персонажа мощнейшей энергетикой, не ослабевающей даже при по-голливудски пафосных высказываниях из уст Дайсукэ Арамаки. Пухлые губы Майкла Питта в сочетании с истерзанным силуэтом киборга – комбинация не менее волнительная, чем Скарлетт в латексном костюме телесного цвета. Йоханссон же у Сандерса вновь играет сильную женщину со сверхспособностями, правда, после Наташи Романофф и Люси ни ей, ни нам не привыкать к подобным образам.

В «Призраке в доспехах» 2017 года проработан фон как теоретический (наброски о трансформации человеческой природы), так и визуальный (высотки, посреди которых вырастают голографические фигуры, озверевшие киборги-гейши, по-паучьи вскарабкивающиеся на стены, Майор в свободном падении, Майкл Питт, удачно вписавшийся в кибер-эстетику, – глазу есть за что уцепиться и сполна насладиться картинкой). Но в сравнении с таким фоном мытарства героини Скарлетт Йоханссон, к сожалению, блекнут.


"Призрак в доспехах"

Елена Громова


 

Рекомендуем

III Международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова
Уильям Фолкнер: «Я отказываюсь верить в вырождение человека»
XI Большой фестиваль РНО
Александр Довженко - Микеланджело XX века
Понедельник и ее сестры («Тайна семи сестер» реж. Томми Виркола)
Они украсили Лионский зал
Вячеслав Зайцев. Эпоха русского кутюра
Орнелла Мути - «феминистка, которая любит мужчин»
Эмир Кустурица. Рожденный под знаком триумфа
Тараканы и признание в жизни Оруэлла и Кафки: литературный срез