Партнеры Живи добром

Кино. Личность. Лукино Висконти


Лукино Висконти смело можно назвать одним из самых выдающихся режиссеров за всю историю существования кинематографа. Будучи потомственным аристократом, интересовавшимся феодальным прошлым своей страны, он придерживался марксистских и антифашистских взглядов и стал основателем самого демократичного течения – итальянского неореализма. Противоречивость взглядов Висконти сочеталась с невероятным перфекционизмом, «маниакальным стремлением добиться совершенства». Карьеру в кино начал почти в 30 лет в качестве ассистента Жана Ренуара. В своем творчестве он обращался к социальным проблемам, экранизировал классику, рассуждал об одиночестве и гибели индивидуализма. 


Белые ночи


В 1957 году Висконти решает экранизировать раннюю повесть Достоевского «Белые ночи». Старый сюжет получил новое место действия – Италия. В главных ролях Марчелло Мастроянни, еще не знакомый с образами Марчелло Рубини и Гвидо Ансельми, Жан Маре и Мария Шелл. Отсутствие белых ночей было компенсировано черно-белой пленкой (напомним, что в 1954 году Висконти уже снял свой первый цветной фильм «Чувство») и эпизодом со снегопадом. На фоне полупустого города характеры героев раскрываются наиболее ярко. Невозможно не обратить внимание на операторскую работу Джузеппе Ротунно, который благодаря Висконти известен как один из лучших операторов XX века. Режиссер раскрывает проблему одиночества и непонимания, внося особый акцент на то, как обманчива бывает красота. Драма индивидуальная у Достоевского становится метафорой драмы социальной у Висконти, мотивы которой позже будут развивать Феллини и Антониони.


Другой, более известной экранизацией режиссера является фильм «Леопард» по одноименному роману Джузеппе Томази ди Лампедуза. Картина об упадке аристократии, гражданской войне 1860 года и попытке старого князя принять новые порядки, созданная самими аристократами, выглядит очень реалистично. Богатое убранство замков и красочные пейзажи – у Висконти все продумано до мелочей, все находится там, где должно. 


Леопард


Первоначально на роль главного героя планировалось пригласить Николая Черкасова, затем Лоуренса Оливье, но студия в итоге без ведома режиссера утвердила на главную роль Берта Ланкастера. К счастью, актеру прекрасно удалось вжиться в образ князя Салина, многие манеры он скопировал у самого Висконти. Фильм также прослеживает судьбу юного Танкреди (Ален Делон) и его возлюбленной Анжелики (Клаудия Кардинале). Они, в отличие от князя, который не смог изменить веками складывавшийся в его семье образ жизни, образ мысли, смириться с утратой прежних ценностей, мечутся от одной новомодной идеи к другой, поддерживают то одних, то других. Кульминация фильма – 45-минутная сцена бала, где под звуки вальса Верди решается судьба героев, и расходятся их дороги. 


Лукино Висконти на съемках


«Я принадлежу к уходящему классу, я свободен от иллюзий и не способен к самообману. Мы — леопарды, львы. Те, кто придет на смену, будут шакалишками, гиенами», - говорит Висконти устами князя Салина. Именно эта манерность и изящество до сих пор привлекает зрителей в фильмах режиссера, человека, который смог показать и рассказать нам от первого лица о том, что значит – быть аристократом. 


Надежда Афанасьева


 

Рекомендуем

Литературная планета Норы Галь
Кино. Премьера. «Савва: сердце воина» или продюссерская сказка
Call me by your name and I'll call you by mine... («Зови меня своим именем» реж. Луки Гуаданьино)
Владимир Спиваков: «Быть представителем русской культуры - это миссия»
Премьера спектакля-похода «Небо этого дня» в конно-драматическом театре «ВелесО»
Эмоции и разум ("Капитан Марвел" реж. Анна Боден, Райан Флек)
Тэдзука Осаму. Большой японский жук
Коллекция Юлии Купинской в рамках показа "Русский силуэт". Московская Неделя моды
Ограбление по-шведски («Однажды в Стокгольме» реж. Роберт Будро)
Косплей по-голливудски («Красавица и Чудовище», реж. Билл Кондон)