Партнеры Живи добром

Краткий экскурс в творчество создателя «Крестного отца»


1939 год богат на исторические события. И если большинство людей относят к нему только начало Второй мировой войны, то заядлые киноманы и историки кино помнят, что именно в этот год на экраны вышли «Унесенные ветром» и классический вестерн Джона Форда «Дилижанс», а так же 7 апреля родился выдающийся режиссер, создатель нетленной картины «Крестный отец» (которая, кстати, по кассовым сборам превзошла даже всеми любимую экранизацию романа Маргарет Митчел) Фрэнсис Форд Коппола.


Френсис Коппола


Его отправной точкой в мире киноиндустрии была должность ассистента при Роджере Кормене, а режиссёрским дебютом стала работа над советской картиной «Небо зовет» (режиссёры А. Козырь и М. Карюков, киностудия Довженко, 1959). Фильм был перемонтирован, дополнен некоторыми доснятыми сценами и назван «Битва за пределами солнца».


Интересно, что советское кино оказало сильное влияние на будущего обладателя немалого числа «Оскаров»: «Когда мне было шестнадцать лет, - рассказывает Коппола в одном из интервью. – Я стал театральным режиссером. Тогда я посмотрел советский фильм «Октябрь». Он произвел на меня неизгладимое впечатление. И я начал заниматься Эйзенштейном – он тоже пришёл в кино из театра. Необходимые для режиссёра знания я получил у С. Эйзенштейна, на этом строилась моя режиссёрская карьера». 


Френсис Коппола


По-настоящему первым самостоятельным фильмом, дающим преставление об эстетике Копполы, можно назвать картину «Люди дождя», выпущенную в 1969 году. Молодая женщина обладает, казалось, всем, о чем мечтает любая: любящий муж, привлекательная внешность, достаток. Но новость о беременности заставляет её взглянуть на всю свою жизнь по-другому. Поэтому в один прекрасный день, она встаёт и уезжает, просто, чтобы побыть наедине с собой. Несмотря на то, что в коммерческом плане фильм провалился, уже в этой ленте можно увидеть характерные для данного режиссёра особенности – живое повествование, стремительное чередование событий, яркие детали и выразительная обстановка. А самое главное – тема семьи и отношений, которая получит дальнейшее развитие в картине, неоднократно возглавлявшей списки лучших фильмов в истории кинематографа - «Крестный отец».


Экранизация одноимённого романа Марио Пьюзо считается величайшим гангстерским фильмом по версии Американского института киноискусств. В центре событий история нью-йоркской сицилийской мафиозной семьи Корлеоне, ставшей одной из самых влиятельных за счет бурной и не всегда чистой деятельности. Парадокс заключается в том, что главные герои изображены двояко: с одной стороны это безжалостные гангстеры, достигающие намеченной цели любым путем, но в то же самое время это люди, свято чтящие семейные узы, имеющие свой кодекс чести, свои моральные принципы. Сочетание «розового» с «черным» приближает и очеловечивает персонажей, и зритель невольно сочувствует им. 


Френсис Коппола


Успех был настолько огромен, что история о крестном отце получила свое продолжение еще в двух частях. Но если первый фильм строится на некой романтизации героев, то последующие части возвращают в реальность и показывают настоящее положение вещей. В саге сфокусированы все основные элементы «Нового Голливуда»: глубинная преемственность на эстетическом и жанровом уровне, воссоздание системы звезд (Марлон Брандо, Диана Китон, Аль Пачино, Роберт Дюваль, Роберт де Ниро, Джеймс Каан) и принципиальное, почти революционное обновление. За лоском шикарной жизни на самом деле скрываются глубокие язвы общества, которые были показаны на экране.


Тему разложения американского общества продолжает фильм «Разговор», снимавшийся между первой и второй частью «Крестного отца». Необычный по постановочному размаху сюжет повествует об эксперте по слежке, который прослушивает даже своих друзей. Но в один прекрасный день понимает, что глаза и уши, которым он бесконечно доверял, подвели его. Фильм-памфлет, отражающий тематику паранойи, царившей в США в годы Уотергейтского скандала.


Список картин-колоссов замыкает «Апокалипсис сегодня». Это грандиозная, хотя и несколько тяжеловесная фреска, живописующая кошмары военного времени и вскрывающая метафизические и экзистенциальные корни почти демонического зла любой войны. На создание фильма ушло порядка четырёх лет и огромное количество денег (режиссёру пришлось даже заложить свой дом в Сан-Франциско). В период войны во Вьетнаме спецагент получает задание найти и убить полковника-дезертира, основавшего где-то в районе Камбоджи свое государство насилия. Критики подчеркивали, что это фильм о «цивилизации» впадающей в «варварство».


Френсис Коппола


Стиль этого режиссёра характеризуется подлинной эпичностью, выразительным лаконизмом, высоким уровнем работы с актёрами и гармоничным сочетанием монтажа с музыкальным рядом – и в то же время соответствием традиционной голливудской эстетике и пафосу «Американской мечты».



Анна Дякина



 

Рекомендуем

Национальный Финал World Corporate Golf Challenge 2017: итоги
Под Мухой («Жвалы», реж. Кантен Дюпьё)
Основоположник романтизма Франсуа Рене Шатобриан
«Грех молодости» Ивана Лажечникова
Гала Дали. «Мы никогда не покинем друг друга»
Роберт Рождественский. Романтик советской эпохи
«Moscow Nights», 7-й сезон, лето 2015
Из пространства света и дыма. "Идиот" в театре Моссовета
Две стороны одной медали Виктора Гюго
Никита Михалков. «Кино – это диагноз».