Партнеры Живи добром

Поминки по-русски ("Гив ми либерти" реж. К. Михановский)


"Гив ми либерти". Кадр предоставлен прокатчиком.


Русский американец Вик (он же Виктор, играет его дебютант Крис Галуст) работает водителем медицинского транспорта в Милуоки. Его пассажиры – люди с ограниченными возможностями здоровья. Кого-то он везет на работу, кого-то в Эйзенхауэр центр, где сегодня должен пройти конкурс талантов. А «сегодня» у Вика выдалось жарким. Родной дедушка парня готовит курицу по хитроумному рецепту – выглядит смешно, но последствия пугающие. Еще дедушка собирается на кладбище – хоронят его подругу Лилю. Вместе с ним на похороны едут едва ли не все русско-еврейские соседи умершей. Вот только автобус куда-то запропастился, и ждать его больше нет времени – Лилю могут похоронить в полном одиночестве. Не порядок. Шумная толпа деловитых бабушек и дедушек с аккордеоном в придачу донимает Вика – отвези на кладбище. Делать нечего, в маленький медицинский фургон набиваются знакомые Лили и вносят коррективы в его рабочий маршрут. Это не нравится постоянной пассажирке афроамериканке Трейси (Лорен «Лоло» Спенсер), она остра на язык, знает свои права и знает, куда надо звонить в подобных ситуациях. Вик рискует остаться без работы. Милуоки бунтует: афроамериканцы устали от произвола полицейских, некоторые районы перекрыты. Переполненный медицинский микроавтобус летит по холодным улицам в надежде успеть на похороны.

«Гив ми либерти» третий полный метр Кирилла Михановского. В 2006 его дебют «Сны о рыбе» получил в Каннах Приз Regards Jeune в рамках недели критики. Спустя много-много лет он работал над «Дубровским» (2014) с Данилой Козловским в главной роли. И только теперь на экраны выходит его новый фильм – нервный, лиричный, удивительно душевный, лишенный и тени манипулятивности по отношению к зрителю и героям ленты. Михановский хорошо понимает и чувствует мир, о котором рассказывает. Он и сам переехал в США, живет в Висконсине и даже работал водителем медицинского транспорта. Нет смысла не доверять ему. В его фильме представлена не картиночная Америка, где каждый отец семейства – супермен, уделывающий в одиночку мафию, а город без напускного лоска, проблемный, но с душой. А душа его люди.

В «Гив ми либерти» в одном микроавтобусе уживаются представители разных социальных групп, всем им приходится несладко, но они как-то выкручиваются, живут и в соседе видят прежде всего человека, а не набор расхожих ярлыков. Михановский мог бы тысячу раз оступиться и свалиться в ворох штампов, сделать клюквенный компот о том, каково русским на чужбине, но как-то удерживается. Удерживается и от высокопарных нравоучений и самозабвенного чтения морали. Хотя, казалось бы, американская мечта маячит на горизонте: мама Вика хочет, чтобы работа у сына была попроще и попрестижней. Трейси передвигается на инвалидном кресле и тащит на себе всю свою большую семью. А тут еще и Дима (Максим Стоянов) нежданно-негаданно появляется на пороге и утверждает, что он племянник Лили, влюбляется в Трейси, переключается на сестру Вика Сашу (Дарья Екамасова), флиртует с охранницей в общежитии, где живут Вик и его дедушка. И как флиртует! Михановский аккуратно работает с каждым героем, все портреты здесь созданы с вниманием, без грамма слащавости и с оправданной дотошностью.

Большую часть ролей в «Гив ми либерти» исполнили непрофессиональные актеры. Криса Галуста, сыгравшего Вика, случайно заприметили в булочной. Он – электрик из Бруклина, в кадре смотрится настолько органично, что кажется, у Вика нет кожи – обнаженная душа на ладони. Ему ни в чем не уступает Лорен «Лоло» Спенсер. Ее Трейси сильная, нежная, незабываемая. Людей с ограниченными возможностями здоровья у Михановского играют люди с ограниченными возможностями здоровья, и никто не бьет на жалость. «Гив ми либерти» вообще не история из разряда «слезовыжималок». Здесь шикарные бабушки и дедушки, способные кого угодно довести до белого каления за пару минут. От их возмущений закладывает уши, но как же они прекрасны и узнаваемы! «Let my people go» в их исполнении – одна из жемчужин фильма Михановского, легендарная композиция, обрастающая новыми смыслами в путешествии такой пестрой компании. Максим Стоянов и Дарья Екамасова – профессиональные актеры, они не перетягивают одеяло на себя и в то же время не переигрывают на фоне дебютантов. Непрофессиональные актеры и профи актерского ремесла хорошо сработались и создали на экране настоящую семью, где есть место тревогам за близких, веселью и песням.

«Гив ми либерти» – русскоязычная транскрипция оригинального названия, остроумное, ловкое и уместное решение российских прокатчиков. Ведь фильм Михановского многоголосый, многонациональный, и говорит он на разных языках о чем-то очень важном – о единении, принятии, любви к ближнему и влюбленности, надежде на простое человеческое счастье посреди объятого волнениями города. Это прекрасный пример американского независимого кино, созданный рожденным в России режиссером, и очаровательная черная комедия, сопротивляться обаянию которой невозможно.


"Гив ми либерти". Кадр предоставлен прокатчиком.


Елена Громова



 

Рекомендуем

Так ли часто в наши дни достоинство – мерило поступков?
«Обсерватории — чистое небо» . Судьба Пулковской обсерватории
Опиум и мораль в творчестве Льюиса Кэрролла
Уловка - 22. Смех сквозь слезы
Выставка «Под ветвями цветущей сакуры. Куклы Оно Хацуко»
День мецената
Он хранил скелет под диваном, так как шкаф был занят другими вещами
Свобода воли Джона Мильтона
Хэй, Гитлер! («Кролик Джоджо», реж. Тайка Вайтити)
Гавриил Шульц. Мастер скульптуры