Партнеры Живи добром

Стив Пембертон и Рис Ширсмит: джентльмены из девятого номера


Дуэт Стива Пембертона и Риса Ширсмита – один из самых неординарных комедийных тандемов Британии. За их спиной – более двадцати лет дружбы, свыше полусотни созданных и сыгранных персонажей и три совместных сериала. Но их нельзя назвать простыми комиками: в своих работах они мастерски смешивают юмор, ужасы и драму.

Чуть больше двадцати лет назад клубы Великобритании покорил новый комедийный квартет – «Лига джентльменов». Выступали Джентльмены в смокингах, но персонажи их скетчей мало походили на надменных аристократов. Совсем наоборот: они, кажется, впитали всевозможные пороки.

Джентльмены – это Марк Гейтисс, Стив Пембертон, Рис Ширсмит и Джереми Дайсон. Они познакомились ещё в студенческие годы, и их быстро объединила любовь к чёрному юмору и ужасам, а также богатое воображение. Из шуточных сценок друзей в итоге и появилась «Лига джентльменов».


Лига джентльменов


Это не только сериал, который действительно можно назвать культовым (ксенофобные владельцы «местного магазина для местных» стали олицетворением Брексита), но ещё и радио-спектакль и театральные шоу. Вымышленный городок Ройстон Вэйзи где-то на севере Англии населили гротескные жители, которых играли сами Джентльмены – и мужчин, и женщин.

Юмор их был столь специфичен, что продюсеры сперва не поняли идею сериала и едва не закрыли его ещё до выхода первого сезона. Но, к счастью, передумали. Это был мгновенный успех. Настоящий парадокс: зрители искренне полюбили многих жителей Ройстон Вэйзи, несмотря на все их отталкивающие черты. Будь то агрессивная и стервозная Полин, тренер группы безработных (Пембертон), мясник и продавец «особого товара» Хилари Брисс (Гейтисс), вспыльчивый бизнесмен Джофф Типпс (Ширсмит) – зрители встречали их с неизменной радостью.

Над скетчами квартет в основном работал в парах: Гейтисс с Дайсоном и Пембертон с Ширсмитом. Стив и Рис какое-то время вместе снимали квартиру, и даже в этом они нашли вдохновение. Хозяин квартиры со странным голосом соглашался говорить только с Пембертоном. Довольно часто происходил такой разговор: «Алло, Стив?» – «Нет, это Рис» – «Ясно, а Стив дома?» – «Нет, но я могу передать сообщение» – «Нет, мне нужно поговорить со Стивом».

У странного хозяина с не менее странной фамилией Папалазару была любимая фраза: «Это уже в прошлом». Эту фразу вместе с «Привет, Дейв» (переделанное «Алло, Стив») Пембертон и Ширсмит «подарили» ещё одному популярному персонажу – Папе Лазару, загадочному владельцу бродячего цирка, который крадёт женщин.


Лига джентльменов


Джентльмены сняли три сезона сериала, спецвыпуск, фильм, а также поставили два театральных шоу. В 2006 году они решили на время оставить Ройстон Вэйзи и его гротескных обитателей, ненадолго вернувшись в городок (не зря на въезде в него стоит знак с надписью: «Вы никогда не покинете это место») в 2017 году с тремя новыми сериями «Лиги джентльменов» и шоу на сцене.

Пути Джентльменов разошлись, но они, разумеется, остались хорошими друзьями и то и дело играли вместе. Пембертон и Ширсмит пошли дальше – они вместе создали два сериала.

Первым стал «Психовилль» (так в Японии назвали «Лигу джентльменов») – история о пяти немного сумасшедших персонажах из разных городов Англии, которые получают письма с единственной фразой: «Я знаю, что ты сделал». Здесь Пембертон и Ширсмит доводят истории даже не до гротеска, а до абсурда: библиотекарь готов пойти на всё, чтобы вернуть книгу, и превращается в настоящего маньяка, а за мягкую игрушку, которую продают на Ebay, разворачивается нешуточная битва.

Второй, и, пожалуй, самый яркий сериал Пембертона и Ширсмита – «Внутри девятого номера». Это антология, то есть, серии никак не связаны между собой и рассказывают о разных персонажах. Объединяет их лишь одно – все они происходят в доме, комнате и любом другом помещении с номером девять.


Пембертон и Ширсмит


Как и в «Лиге джентльменов», Пембертон и Ширсмит сыграли в своих сериалах немало персонажей, а также разбросали по сериям множество отсылок к фильмам ужасов и триллерам. Чего стоит одна серия «Психовилля», снятая одним дублем, как знаменитая «Верёвка» Хичкока (и с похожим сюжетом). Но самое главное – «Психовилль» и «Внутри девятого номера» во всей красе показали, как талантливый дуэт комиков любит играть с ожиданиями зрителя.

Например, «Психовилль» – это необычное сочетание ситкома и триллера. Смешных и страшных моментов здесь примерно поровну. Мы не привыкли пристально следить за сюжетом комедийного сериала, но именно это заставляют делать зрителя Пембертон и Ширсмит. Они не скрывают, что их цель – заставить зрителей понервничать, выбить их из колеи.


"Внутри девятого номера"


Этим они продолжили заниматься и в «Девятом номере», который вобрал ещё больше жанров. Обычно этот сериал называют чёрной комедией с примесью ужаса, но в нём нашлось место и простой комедии, и сатире, и драме, и детективу, и психологическому триллеру, и готическому хоррору. Но это всегда смесь: как говорил Рис, чистая комедия или просто хоррор – это неинтересно и слишком легко.

Дуэт продолжает «брать от жизни всё», причём буквально: простая поездка Пембертона с крайне шумным пассажиром вдохновила на серию в «Девятом номере» о переполненном купе с мертвецом, а случайно услышанные диалоги обрастали закрученным сюжетом. В этом и прелесть персонажей и историй Пембертона и Ширсмита: как бы гротескны и карикатурны они ни были, в них всегда есть доля реализма, то и дело хочется воскликнуть: «О, мне такие люди (или случаи) знакомы, да-да!».

Стива и Риса всё ещё удивляет, что их идеи воплощают на BBC, но они этому, несомненно, рады. Им обоим нравится интриговать зрителей и выводить их из зоны комфорта, но Пембертон больше любит писать сценарии, а Ширсмит – играть, воплощать придуманное на экране. Впрочем, оба они признают, что самое важное – сюжет, который может завести куда угодно. При этом неожиданные концовки, которыми так славится «Девятый номер», они порой придумывают в последний момент.

За годы творчества Пембертон и Ширсмит по-настоящему отточили мастерство сторителлинга. Они не просто рассказывают интересную историю всего за полчаса, наполняя её подсказками и отсылками, но и создают живых персонажей и неизменно интригуют и удивляют зрителя.


Пембертон и Ширсмит - фотосессия 2.jpg


Помимо игры с ожиданиями, дуэт обожает играть с форматами. В «Девятом номере», например, есть серия в духе немого кино, эпизод, снятый на камеры видеонаблюдения, история, рассказанная задом наперёд, а также восхитительный коктейль из «Отеля Гранд Будапешт» и шекспировских комедий, где все герои говорят пятистопным ямбом. Наконец, в 2018 году они выпустили специальную серию в честь Хэллоуина (Ширсмит с детства обожает этот праздник, а также магию), которая была снята в прямом эфире и, разумеется, оказалась совсем не тем, что ожидали увидеть зрители.

Но самое главное для Пембертона и Ширсмита – возможность творить вместе. «Я писал один, и мне не хватало Риса, с которым можно было бы посмеяться» – рассказывал Стив, а Рис подхватывал: «Нам очень повезло найти друг друга, Стив меня всегда вдохновляет».

Пожалуй, в этом кроется часть их успеха: им легко друг с другом. Один может сказать: «Какая глупая идея», а второй добавит: «Давай напишем». И вместе Пембертон и Ширсмит умудряются превращать шутки и истории, которые смешат и занимают их, в сериалы, которые получают премии и покоряют зрителей. Правда, сами они не знают, как это у них получается.

Осенью выходит пятый сезон «Внутри девятого номера», с новыми историями. Пембертон и Ширсмит всё ещё полны идей и не собираются повторяться. «Мы боимся, что люди обвинят нас в том, что мы дважды делаем одно и то же, так что всегда стараемся придумать что-то новое» – признался однажды Рис. Так что нам, зрителям, остаётся лишь ждать и гадать, что на этот раз будет твориться внутри девятого номера.


Мария Баратели



 

Рекомендуем

Военный корреспондент Константин Симонов
Под покровительством Сталина. История Бориса Андреева
Лети, Дамбо, лети ("Дамбо" реж. Тим Бертон)
Андрей Мягков. Любимец Рязанова
Джордж Гершвин. Молодая легенда
38-й ММКФ. Конкурс. "Мари и неудачники" реж. Себастьен Бетбедер
Музей «Кижи» приглашает молодожёнов на праздник «Старый город. Зима»
РОСФОТО. Торбен Эскерод Портреты и пространства
Плейлист для чайников: что такое «соул» и почему люди слушают чужой «шепот под музыку»
Поколение джинсов ("Заложники" реж. Резо Гигинеишвили)