Партнеры Живи добром

Трезвым быть вредно («Ещё по одной», реж. Томас Винтерберг)


«Что такое юность?
Сон.
Что такое любовь?
Содержание сна».
(Кьеркегор)

 «И немедленно выпил».
(Ерофеев) 

"Ещё по одной". Источник: Capella Film


Как-то раз собрались четыре старых друга-учителя и пошли в дорогой ресторан, чтобы отметить сорокалетие одного из них. И всем вроде было весело и хорошо, пока Мартин (Мадс Миккельсен) после нескольких бокалов вина не признался, что из его жизни, кажется, ушли весь смысл и радость. А Николай (Магнус Милланг) вспомнил, что читал одного норвежского философа и психиатра по имени Финн Скэрдеруд, и так вот у него есть теория, согласно которой человек с самого своего рождения страдает от нехватки алкоголя в крови. Так что изменить свою жизнь в лучшую сторону можно с помощью каких-то жалких 0,5 промилле – правда, поддерживать их для достижения должного эффекта нужно регулярно. Весело погуляв ночью, на следующее утро Николай, Мартин, Томми (Томас Бо Ларсен) и Петер (Ларс Ранте) собираются вместе, чтобы начать уникальный эксперимент. В правилах: пить только в рабочее время и не притрагиваться к алкоголю по выходным и после шести.

"Ещё по одной". Источник: Capella Film


При пересказе сюжета нового фильма Томаса Винтерберга постоянно рискуешь скатиться в анекдот – тем более, что и рекламная кампания картины пытается продать непросвещённому зрителю что-то вроде беззаботной комедии об интеллигентных мужиках, решивших подбухивать каждый день. Но если и можно назвать «Ещё по одной» анекдотом, то это будет анекдот настолько пронзительный и горький, что уж никак не смешной. В конце концов, в оригинале фильм честно называется «Запой» (Druk), а в этом процессе, как известно, весёлого мало. Всё это не значит, что здесь вообще нет юмора и комических моментов, совсем наоборот – просто наблюдая за происходящим, сильнее тянет не смеяться, а плакать. Тем более, что Винтерберг ещё и постоянно цитирует Кьеркегора («что страшнее процесса падения? сам факт падения» и тд.), словно всё время трезво и жёстко одёргивая зрителя, разомлевшего от алкогольной эйфории. Надо думать, в этой двойственной природе фильма, на нетвёрдых ногах балансирующего между лихой трагикомедией о бытовом алкоголизме и абсолютно безысходной экзистенциальной драмой про кризис среднего возраста, и скрыто его невероятное очарование. Конечно, тут смешно говорить о спойлерах – ведь даже ежу с самого начала должно быть понятно, что когда взрослые, почти уже пожилые мужчины начинают пить как старшеклассники, ничем хорошим это закончиться не может. 


"Ещё по одной". Источник: Capella Film


И тем не менее. Известно, что Дания считается чуть ли не самой пьющей страной в Европе – но, думается, до России ей всё равно далеко. Забавно представлять себе, как бы тот же самый сюжет выглядел у нас; в любом случае вообразить, чтобы четыре русских мужика для чистоты эксперимента стали бы фиксировать в ноутбуке последствия своих каждодневных возлияний, довольно трудно (хотя, конечно, чем чёрт не шутит). К слову, шуток про Россию в «Ещё по одной» просто море: от восхитительной в своей правдивой жестокости фразы «Россия создана людьми, пьющими за рулем» (!) до упоминания русского царя и реальных документальных кадров с воодушевляющими пьяными выходками генсека Леонида Ильича Брежнева и первого президента РФ Бориса Николаевича Ельцина. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что и политикам других стран тут тоже достаётся как следует.

Для самих датчан это повод как минимум задуматься – потому что теперь весь остальной «цивилизованный» мир (а картину Винтерберга отобрали в конкурс несостоявшегося Каннского кинофестиваля, да ещё и выдвинули от Дании на «Оскар») может начать воспринимать соотечественников Кьеркегора и Андерсена не иначе как постоянно витающих в клубах алкогольных паров. Что ни говори, а такого рода фильмы обычно и укрепляют национальные стереотипы. А для Винтерберга это, как ни крути, первая по-настоящему большая режиссёрская победа со времен «Охоты» (2012), особенно на контрасте с громоздким и клюквенным «Курском» двухлетней давности. Соратник Ларса фон Триера по примеру своих героев тут словно бы возвращает себе утраченную было молодость и жизненную искру. В «Ещё по одной» много живой ручной камеры (как тут не вспомнить «Догму 95»?), а экран то и дело уходит в резкие затемнения с остроумными и разнообразными интертитрами в духе немого кино (это могут быть время/день недели/градус алкоголя в крови героев или сообщение с телефона). От своих актёров же Винтерберг добивается такой степени правдоподобия и естественности, как будто они и не актёры вовсе, а реальные учителя из маленького датского городка. И каждый наделяет характер своего персонажа такими точными нюансами, благодаря которым им веришь безоговорочно. Так что в кадре появляются не просто четыре абстрактных типа кризиса среднего возраста, а четыре задавленных жизнью живых человека, каждый со своими слабостями и недостатками.

"Ещё по одной". Источник: Capella Film


Мартин же в исполнении Миккельсена, на глазах теряющий любимую жену, погрязший в трясине рутины и не способный самостоятельно из неё выбраться, оказывается и вовсе идеальным героем, чья жизненная трагедия будет близка и понятна в любом уголке земного шара. Но чем «Ещё по одной» особенно ценен, так это тем, что фильм – вовсе не социальный памфлет и даже не философско-бытовая энциклопедия алкоголизма, а скорее вообще глобальное высказывание на тему того, что мир гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд, и что не все правила одинаково подходят каждому. Всем известно: пить – плохо, но кому-то может быть и хорошо, а пьяному вообще закон не писан. Чрезмерное употребление алкоголя вредно для здоровья, но умеренное распитие спиртного может превратить зануду в остроумнейшего собеседника. Ну а целенаправленный поиск истины в вине может привести как к окончательному затмению, так и к яркой вспышке; скрытых возможностей своего организма никто не знает наверняка. Ведь и Черчилль, и Гитлер, и Хемингуэй, как рассказывает своим ученикам Мартин, одинаково любили выпить, а кончили при этом каждый по-разному.

"Ещё по одной". Источник: Capella Film


Что и говорить, рано или поздно жизнь из каждого выпьет все соки, а Мартин, Николай, Томми и Петер просто понимают это лучше других. Но раз уж погибать, так с музыкой; выбранная Винтербергом в качестве гимна головокружительная What a Life датской группы Scarlet Pleasure для этого подходит идеально. И в итоге «Ещё по одной», посвящённый трагически погибшей в автокатастрофе незадолго до съёмок дочери режиссёра, в своём феерическом финале неожиданно оказывается не просто одой свободному падению в бездну, но ещё и фильмом о выходе из тупика.


«Ещё по одной» – в кинотеатрах с 12 ноября.

 

Иван Цуркан


 

Рекомендуем

Премьера оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Милосердие Тита»
Метаморфозы судьбы В. А. Тропинина
Акутагава Рюноскэ. Одержимый творчеством
«Вот это Театр!»
Международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition
Мюзикл. История жанра
Звезда джаза Гленн Миллер
Дмитрий Быков: Человек вожделеющий
Хэй, Гитлер! («Кролик Джоджо», реж. Тайка Вайтити)
Elie Saab. Художник-самоучка