Партнеры Живи добром

Волшебник из страны СССР Александр Птушко


19 апреля исполняется 116 лет со дня рождения великого советского художника, сценариста, кинорежиссёра, мастера-сказочника Александра Лукича Птушко.

Его биография началась не так сказочно ярко. Он родился в крестьянской семье в Луганске. Служил во время Первой мировой войны в кавалерийской дивизии Конной армии. После окончил Московский институт народного хозяйства. Работал и корреспондентом, и актёром, и художником-декоратором во Дворце культуры.

Сказочные ворота для него открылись в 27 лет, когда он стал работать в собственной мастерской объёмной анимации и мультипликатором на студии «Мосфильм». В 1935 году появился его первый полнометражный фильм «Новый Гулливер» по роману Дж. Свифта. Уникальность состояла в том, что в съёмках, кроме актёров, было задействовано ещё 1500 кукол, изготовленных по специальным технологиям, и применялась современная по тем временам комбинированная съёмка. Для работы были приглашены лучшие советские художники объёмной мультипликации: Р.А. Гуров, С.Я. Мокиль, И.С. Никитченко, Ю.П. Швец. Впервые в картине были использованы технологии изменения частоты звука, Александр Птушко изменял тембр голоса актёров-лилипутов.

Александр Птушко.jpg

Им восхищались не только в Советском Союзе, но и на Западе. Его сравнивали с итальянским кинорежиссёром М. Бава, с американским художником-постановщиком У.К. Мензисом, с венгерским кинорежиссёром-аниматором Дж. Палом.

«Новый Гулливер» был первым полнометражным мультипликационным кино, созданным до появления «Белоснежки» Уолта Диснея. Уолт Дисней прислал предложение о работе в своей компании, на что Александр Лукич ответил отказом, так как считал себя русским человеком, творящим для русского народа. Фильм «Новый Гулливер» получил награду на Международном кинофестивале в Венеции. Даже Чарли Чаплин восхищался работой советского волшебника.

Александр Птушко

Всеми любимые картины «Дети капитана гранта» (1936, оператор), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1937, режиссёр-мультипликатор), «Золотой ключик» (1939) имели успех благодаря невероятному чутью, профессионализму и работоспособности Александра Птушко. Он умел оригинально и творчески раскрыть художественные и технические возможности кино, причём затрачивая при этом минимальные средства. Всем известно, что мастер сам делал декорации, пилил, строил и воплощал в реальность свои фантазии.

Во время войны Птушко жил в Алма-Ате и продолжал свою деятельность. Но основным его занятием тогда, как ни странно, стал пошив обуви – надо было кормить семью. В его обуви ходила вся киноэлита Алма-Аты, а некоторые эскизы поставлялись в Большой театр. Он был поистине мастером с золотыми руками.

По возвращении в Москву Птушко становится директором киностудии «Союзмультфильм». Он переходит к жанру игрового кино, экранизирует русские народные сказки. Ещё одним успешным фильмом становится «Каменный цветок» (1946). За него режиссёр получает Сталинскую премию и приз на I Международном кинофестивале в Каннах.

Александр Птушко

Одним из самых интересных фактов его биографии является фильм-сказка «Садко» (1952), который впоследствии был выкуплен Р. Корманом и вышел в американский прокат как «Волшебное путешествие Синбада». И это не единственный подобный случай.

В 60-х гг. в США в прокат вышел фильм «Меч и дракон» – это был не что иное, как созданный нашим советским волшебником «Илья Муромец», переделанный с учётом специфики американской аудитории. Спецэффекты, придуманные лично Птушко, потом заимствовали многие голливудские режиссёры. Картина «Илья Муромец» являлась первым широкоэкранным фильмом со стереозвуком и вошла в книгу рекордов Гиннеса, в ней было задействовано 106 тысяч статистов и 11 тысяч лошадей.

Александр Птушко – советский волшебник, воплотивший на экранах надежду девушки Ассоль. Однако, «Алые Паруса» критика встретила негативными отзывами, ругала за излишнюю яркость и режиссёрские ошибки. Но этот фильм остался в душе многих советских людей.

Александр Птушко

С 1967 единственным отечественным фильмом ужасов, так впечатлившим зрителей, является ещё одно «детище» Птушко – «Вий». Даже современная постановка не смогла затмить работу Александра Лукича! Последним и самым ярким чудом Птушко была картина «Руслан и Людмила».

Помимо работы в киноиндустрии, Александр Лукич был профессором и заведующим кафедрой художественного факультета ВГИКа. Он с удовольствием делился опытом и знаниями с молодым поколением, писал научно-популярные книги.

Даже в последние годы жизни, не имея прежнего здоровья, режиссёр работал также пылко, как и раньше. Александр Лукич Птушко закончил свою сказку на 72-м году жизни. В том же году умер его соратник Александр Роу.

После этого красивые сказки со сложными постановками ушли из репертуара режиссёров страны. Могилу Александра Птушко и дух его нереализованных картин «Тарас Бульба» и «Слово о полку Игореве» теперь сторожит вырезанный из дерева лесовик, как дань памяти мастеру сказочных жанров, волшебнику из страны СССР.

Очень жаль, что современное поколение больше интересуется зарубежной мультипликацией, тогда как у нашей страны тоже есть великие имена и творения.

 


Ирина Удахина




 

Рекомендуем

Ложная мизантропия. Эдгар Дега
Хулиганы средневековых улиц («Меч короля Артура», реж. Гай Ричи)
Премьера оперы "Фрида и Диего"
Чехов и его «лёгкие миры»
Мертвее всех живых («Мертвые не умирают» реж. Джим Джармуш)
10 книг об истории комиксов
Мастер эпизодов Борислав Брондуков
Кино. Премьера. "Маленький принц"
Гордое одиночество Ольги Аросевой
Препарировать, чтобы испугать:«Икарова железа» Анны Старобинец