Партнеры Живи добром

Вячеслав Зайцев. Эпоха русского кутюра


Кажется, что жизнь известного модельера Вячеслава Зайцева похожа на бешеные американские горки — тяжелое детство и счастливая взрослая жизнь, большое количество знакомств и хорошие связи соседствуют с неожиданными предательствами. Однако Вячеслав всегда сохранял оптимизм и веру в лучшее.


С самого малолетства жизнь проверяла Славу на прочность. Родился он незадолго до войны, 2 марта 1938 года, в простой рабочей семье в столице русского ситцевого края. Детство у мальчика было незавидное. Большой любви между родителями не было и мать, Мария Ивановна была в браке несчастна. Вскоре грянула война, отец ушел на фронт, попал в плен и затем оттуда бежал. После войны он оказался в лагере как изменник родине и в будущем это сильно сказалось на семье модельера. Вячеслав отца видел всего раз в жизни, когда они с матерью поехали в Харьков в 1945 году, где находились заключенные. Однако он его так и не запомнил.


Вячеслав Зайцев


С матерью они жили бедно — снимали маленькую комнату в двушке. Мать почти сутками пропадала на работе и часто подрабатывала прачкой или уборщицей. Юный Слава всегда делал всю работу по дому и был весьма самостоятельным с малых лет. Денег в семье практически не было, не хватало иногда даже на еду, не говоря уже об одежде и тем более каких-то мелочах и игрушках. Но всегда оказывались добрые отзывчивые люди, которые время от времени помогали семье.


По окончании войны Вячеслав пошел в ивановскую среднюю школу. Он был очень одаренным, творческим и открытым для всего нового ребенком. Его мечтой была сцена, он обожал бывать на публике, отлично пел и танцевал. Даже получил премию за пение. А в 10 лет он чуть не уехал в Москву, в хор Свешникова, но мама его не отпустила. В начальной школе так же часто помогал учителю по рисованию раскрашивать цирковые афиши. 

 
После школы, в 1952 году, как сын изменника Родины, он смог подать документы только в Ивановский химико-технологический техникум на специальность художника текстильного рисунка, став единственным на всем потоке, кто сдал вступительные экзамены на «отлично». Так же с отличием закончив техникум в 1956 году молодой Зайцев отправился покорять Москву.


В столице Вячеслав поступил в Московский текстильный институт. Тогда же он точно решил, что свяжет свою жизнь с созданием одежды. Благодаря своим знакомым, в Москве он смог жить в небольшом домике на 4-ой Парковой, где помогал по хозяйству и уходом за детьми. Так он прожил полтора года, а затем перебрался в общежитие, где провел еще шесть месяцев. Это время он вспоминает с ужасом, так как в студенческом общежитии творился полный бардак и хаос, а он с детства привык к порядку и аккуратности. Следующие же девять лет Зайцев провел в крошечной квартирке на Аэропорте вместе со своей женой Мариной (они познакомились в институте и вскоре после знакомства обручились).


Вячеслав Зайцев


Вячеслав был очень ярким, выделяющимся из серой массы студентом — он любил яркую одежду, необычные образы и нетривиальные сочетания. Чем и вызвал нелюбовь многих своих педагогов. Ему завернули желанную дипломную тему и Слава в 1962 году защищал диплом о рабочей одежде. После выпуска попал на фабрику Мособлсовнархоза по пошиву спецодежды, в город Бабушкин. Многие его идеи отвергались и забраковывались. Первая коллекция была забракована начальством. Однако, на показе присутствовали зарубежные журналисты и вскоре в модном журнале «Paris Match» появился репортаж о юном даровании и его цветных телогрейках, платках и ярких валенках.


Этот репортаж стал первым шагом к всемирной славе Зайцева. Благодаря статье, которая называлась «Он диктует моду в Москве», в 1965 году судьба его свела с Пьером Карданом и Марком Боаном (модный дом «Dior»). Это знакомство было названо «встречей королей моды» и положило начало долгой и теплой дружбы между известными модельерами.


После института ему предлагают возглавить экспериментально-технический цех Общесоюзного дома моделей на Кузнецком мосту. За чертову дюжину лет, которые Зайцев проработал в Доме моделей, он создал много ярких и модных коллекций, которые демонстрировались во всем мире. Хотя самого модельера на этих показах не было, так как в советское время выездными были только модели и начальство. В 1974 году европейцы ставят имя Зайцева в одном ряду с именами Шанель, Диор или Пуаре, но советское правительство такая известность модельра не устраивает. Вячеславу приходится на время «лечь на дно» и он ненадолго отходит от создания одежды.


В итоге, в 1978 году Вячеслав Зайцев уходит из Дома моделей и последующие несколько лет занимается тем, что занимается литературной деятельностью. Его книги «Такая изменчивая мода» и «Этот многоликий мир моды» увидели свет в 1980-м году и через какое-то время были переизданы за рубежом. В те же годы Зайцев переживал кризис из-за смерти матери, которая оказала на него огромное влияние и была очень близка и дорога ему. 

 
В 1982 году Зайцев возвращается в мир моды, став худруком небольшого экспериментального ателье на Проспекте мира. В дальнейшем это ателье стало Домом моды Славы Зайцева, который работает и по сей день.


Вячеслав Зайцев


Помимо создания своих коллекций модельер часто шил наряды и для известных деятелей культуры, политиков и их семей. Так же при Доме моды были открыты модельное агентство и Лаборатория моды для начинающих модельеров.


Вячеслав Зайцев является одним из ключевых представителей мира Haute couture и его имя известно всем, кто следит за модными тенденциями и новинками. Несмотря на то, что как семьянин модельер не состоялся (сложные отношения с тещей привели к его разводу с женой Маришей, а гражданский брак закончился порчей, преследовавшей Зайцева в течение многих лет), Вячеслав с широкой жизнерадостной улыбкой заявляет, что он:

«... абсолютно счастливый человек! Оглядываясь назад, ничего не хотел бы менять в своей судьбе!»


Он поддерживает дружеские отношения с бывшей женой, а сын Егор и старшая внучка Маруся пошли по его творческим стопам и связали (или собираются связать, если говорить о Марусе) свои жизни с созданием одежды и новых модных течений в мире.



Ирина Гюне




 

Рекомендуем

Эрик Рассел: от творчества на двоих до Зала Славы
«Гордость и предубеждение» в розовых тонах
Константин Плужников: «В Центре современного искусства я нашел свой Эдем»
Театр и Революция: обновление эстетики
M2M Russian Open: всем гольф!
Рост и развитие Хранилища знаний – Ленинской библиотеки
Анна Самохина. Женщина для Николсона и Бельмондо
Что интересного все находят в театре «Ковент-Гарден»?
Париж влюбленными глазами Хемингуэя
Правда и ложь Даниила Хармса