Партнеры Живи добром

Медный всадник — страж Санкт-Петербурга


233 года назад — 18 августа 1782 года в столице Российской империи — Санкт-Петербурге готовились к торжествам. Праздничные мероприятия по размаху соответствовали замыслу и значимости события. Военный парад, прибытие императрицы Екатерины II в парадном платье и короне по Неве к зданию Сената, речь правительницы, барабанная дробь, падает полотняная завеса и затаившие дыхание зрители впервые увидят памятник, который спустя полвека, благодаря поэме А.С. Пушкина, получит название Медный всадник. Так Санкт-Петербург приобрел один из своих самых запоминающихся символов, ставших визитной карточкой города. 


Медный всадник


История создания грандиозного для того времени по замыслу и исполнению монумента началась с идеи Екатерины II увековечить образ царя-реформатора, создателя Российской империи и основателя Санкт-Петербурга. Не сразу нашелся мастер, готовый рискнуть и попытаться воплотить задуманное императрицей. Таким смельчаком оказался уже немолодой, 50-летний француз Этьен-Морис Фальконе, до этого времени больше известный как скульптор малых форм (небольшие изящные статуэтки он создавал на знаменитой севрской фарфоровой фабрике), но всегда мечтавший о создании монументального произведения. Получив, благодаря рекомендации своего друга Д. Дидро, предложение работать в далекой России, Э.-М. Фальконе согласился без колебаний. 


Даже небольшой для такого крупного заказа гонорар в 200 тысяч ливров, отпугнувший многих именитых скульпторов, не остановил Фальконе. В 1766 году вместе с помощницей и ученицей 17-летней Мари-Анна Колло скульптор прибыл в Санкт-Петербург и работа закипела. Титанический труд по созданию самого большого, на тот момент, в стране монумента продолжался 16 лет, сам скульптор и все, кто работал над созданием памятника — а их было немало: Мари-Анна Колло, создавшая голову монумента, архитектор Юрий Фельтен, руководивший планировочными работами, а также завершавший работы по созданию Медного всадника после отъезда Фальконе во Францию, русский скульптор Федор Гордеев, литейщик Василий Екимов и другие — столкнулись со многими трудностями и препятствиями. Поиски камня для постамента, сложнейшая, потребовавшая необычных инженерных решений транспортировка его в Санкт-Петербург, занявшая без малого полгода, крайне сложная отливка самого монумента, с которой не справился даже именитый французский литейщик — все это пришлось преодолеть создателям Медного всадника. Но результат превзошел все ожидания и стоил всех этих трудов: гордая фигура Петра I на вздыбленном коне вознеслась над Сенатской площадью на скале, похожей на гребень волны. Основатель города на Неве с достоинством оглядывает свое творение, подняв руку, словно приглашая всех вокруг оценить масштаб проделанной им работы. 


Медный всадник


С самого своего открытия памятник стал не только символом города, но и породил множество городских легенд. Одна из них гласит, что Санкт-Петербург находится под охраной Медного всадника, и пока он на своем месте с городом ничего не может случиться. Действительно, монумент никогда не покидал города на Неве. В самые тяжелые дни — дни ленинградской блокады, сопровождающиеся непрерывными бомбежками и авианалетами, он также нерушимо стоял посреди Сенатской площади, хотя и был закрыт деревянными ящиками и мешками с песком. После снятия блокады и удаления защитных ограждений Медный всадник вновь увидел свет, а вскоре на груди его появилась нарисованная кем-то медаль «За освобождение Ленинграда». Рисунок долго не стирали, ведь Медный всадник так же мужественно, как и горожане пережил все 900 дней блокады. 

Светлана Верховская


 

Рекомендуем

Современный классик мировой литературы. Харуки Мураками
Звезда «Полицейской академии» Стив Гуттенберг
Кино. Премьера. "Игра на понижение"
Не золотые купола
«Галчонок» научит дружить
Синклер Льюис. Бегом от скуки
Поколение джинсов ("Заложники" реж. Резо Гигинеишвили)
Жан Габен: как на этот раз он испортит вам настроение?
Истинный представитель богемы - Амедео Модильяни
Ночь искусств в музее «Кижи»