Партнеры Живи добром

Джозеф Пулитцер. Служанка должна понять...


Родившись в обеспеченной семье и получив блестящее образование, он решил взять кота в мешке и отправиться к чуждым ему американским берегам. Свободно разговаривая на немецком и французском языках, он ни слова не понимал на английском. В Америке он бедствовал несколько лет, но характерные ему упёртость, креативность и смекалка помогли стать одной из самых значимых фигур не только в штатах, но и во всем мире. Джозеф Пулитцер за несколько лет поднял издательское дело на новый уровень, а так же стал  родоначальником журналистики как отдельной профессии. 


Джозеф Пулитцер


Чем только не занимался в своей жизни Джозеф Пулитцер. Родился он в еврейско-немецкой семье 10 апреля 1947 года в венгерском городе Мако. Отец мечтал, что сын продолжит семейный бизнес, связанный с зерном. Но молодой человек грезил о карьере военного. Правда, слабое здоровье и проблемы со зрением обеспечивали ему отказы военкомов. Он не смог попасть ни в австрийскую, ни в британскую, ни во французские армии. Но Джозеф решил испытать удачу в четвертый раз и его взяли в американскую армию. В 17-летнем возрасте он переплыл Атлантику, чтобы сражаться в Гражданской войне  1861-1865 годов в США за северян. Но стоило юному Пулитцеру увидеть берега Америки, он то ли решил дезертировать, то ли настолько воодушевился новой жизнью, что спрыгнул с корабля в воду и достиг желанных берегов уже вплавь. Несколько месяцев молодой человек все-таки провел на войне, но после связывать жизнь с армией не стал. 


На родину юноша решил не возвращаться. Поэтому, оказавшись в незнакомой стране, без связей, знакомых и родных, Пулитцеру ничего не оставалось, как браться за любую работу, какую получалось найти. Он поселился в небольшом городе на берегу Миссисипи — Сент-Луисе. В течение трех лет молодой эмигрант успел поработать грузчиком, мусорщиком, пастухом, официантом. А все свое свободное время проводил в библиотеке, где изучал новый для него английский язык и право, а так же временами играл в шахматы с другими посетителями. И именно благодаря шахматам Джозеф Пулитцер ступил на яркий и тернистый путь журналиста и издателя.


В 1868 году он познакомился в шахматном зале с редакторами крупной германоязычной газеты Сент-Луиса — «Westliche Post». Юноша поразил их своим умом и почти сразу же получил предложение стать корреспондентом издания. Не долго думая, Джозеф согласился. А уже через несколько лет он стал соучредителем этой газеты. 


В итоге Пулитцер продал свои акции и уехал в Вашингтон, где начал заниматься юриспруденцией. В дальнейшем знания о государственной «кухне» помогли будущему издателю в поисках золотой жилы в журналистике. В столице он познакомился и со своей будущей супругой — Кейт Девис. Работая адвокатом, Джозеф за несколько лет сколотил себе небольшое состояние, а женитьба на американке помогла стать Пулитцеру полноправным гражданином США. 


«Гласность, гласность, гласность — самый большой моральный фактор и сила в нашей общественной жизни»


В 1878 году Пулитцер, уже с супругой, вернулся в Сент-Луис и купил дышащую на ладан газету «St. Louis Post-Dispatch». Он целиком поменял концепцию издания, что привело к увеличению тиража и вскоре сделало газету самой крупной в своем регионе. Джозеф Пулитцер проводил по двенадцать-пятнадцать часов за рабочим столом, и от своих сотрудников требовал не меньшего усердия. Главным нововведением стали яркие, громкие, хлёсткие заголовки, привлекающие внимание читателей и заставляющие читать газету с первой до последней строки. Так же издание часто публиковало расследовательские материалы, обличающие коррумпированное чиновничество, махинации с налогами и прочее мошенничество. Читатели полюбили новое издание и газета начала процветать.


«Честность для газеты то же самое, что добродетель для женщины»


Джозеф Пулитцер


За пять лет издательской деятельности Джозеф Пулитцер нажил в Сент-Луисе немало врагов среди местных властей и прокуратуры. А помимо всего прочего к своим 35 годам начал быстро терять зрение из-за беспрерывной и напряженной работы с текстами. Поэтому в 1883 году он собрался с семьей перебраться в Европу и заняться здоровьем. Но, оказавшись в Нью-Йорке, он так там и остался. Пулитцеру было предложено купить почти разорившуюся утреннюю газету «The New York World» и он не смог устоять. Издатель-бизнесмен пошел по тому же пути, что и со своей первой газетой. Он сделал акцент на массовость и наполнил газетные страницы сенсациями, журналистскими расследованиями и экономическими и политическими статьями. Материалы в первую очередь были направлены на «интересы простых людей, а не на интересы обладателей толстых кошельков». 


Авторы статей писали очень легким и доступным читателям разных сословий языком. Вскоре стали появляться спортивные новости, рубрики для женщин и советы домохозяйкам. На страницах часто мелькали сатирические карикатуры на представителей власти, яркие иллюстрации к материалам, и даже комиксы. Кроме того, существует версия, что термин «желтая пресса» изначально не имел никакого отношения к скандалам, интригам, расследованиям. В «The N-Y World» появился комикс про желтого малыша Элли под названием «Переулок Хогана». Герой комикса был очень беден, что носил мешок из-под муки. Элли так полюбился читателям, что надолго остался на страницах издания. 


Статьи в «The N-Y World» подкупали не только оперативностью новостей, проверенными фактами и тем, что журналистские расследования действительно привлекали общественное внимание к тем ли иным проблемам. Для Джозефа было важно, чтобы


«в каждой статье, репортаже, очерке должен быть сюжет, должна быть история. Не только факты, социальный фон, статистика, но и драма».


Так, например, одним из самых известных расследований газеты является репортаж Нелли Блай. Журналистка смога попасть в психиатрическую лечебницу, гениально сымитировав шизофрению. Она пробыла в психбольнице несколько недель, а после «чудесного выздоровления» опубликовала материал, где рассказала об ужасных условиях, голоде и жестокости персонала. Мэрии ничего не оставалось, кроме как переоборудовать больницу.


Еще Америка обязана изданию Джозефа Пулитцера своим символом — Статуей Свободы. Правительство не спешило с транспортировкой статуи в США из далекой Франции. Журналист же превознес ее как олицетворение американской мечты и символ истинной свободы личности. Тем самым в короткие сроки были собраны необходимые средства на переправку и установку статуи в Америке.


«Никогда не печатай в газете того, чего не может понять твоя служанка»


За 15 лет «The New York World» превратился из увядающей газеты, выходящей тиражом не более 15 000 экземпляров, в самое успешное издание штата. В 1898 году тираж издания составлял 1 млн экземпляров. Таким образом, Джозеф Пулитцер является одним из родоначальников современной журналистики и создателем так называемого «нового журнализма». Его методы привлечения аудитории были достаточно просты и до сих пор используются всеми современными изданиями по всему миру. 


В издательском деле Пулитцер практически не знал себе равных. Только в конце 19-ого столетия у него появился серьезный конкурент — Уильям Хёрст и его издание «The New York Journal». Но к тому моменту сам Джозеф лично уже не регулировал работу своих изданий. Здоровье не позволяло Пулитцеру сидеть в редакторском кресле. Он практически ослеп и его часто начали одолевать нервные срывы. Многие годы, проведенные в разных клиниках, так и не дали положительных результатов. А напоследок у Джозефа развилась непереносимость шума. В 1890 году Джозеф оставил издательский бизнес, сохранив интересе к мировой политике. Последние 20 лет жизни медиа-магнат провел в звуконепроницаемых бункерах своего нью-йоркского особняка и на яхте «Свобода».


Джозеф Пулитцер


Умер Джозеф Пулитцер 29 октября 1911 года на своей яхте. Незадолго до смерти он надиктовал так называемое профессиональное завещание:


«Только искреннее чувство ответственности спасет журналистику от раболепства перед классом имущих, которые преследуют эгоистические цели и противодействуют общественному благу»


Пулитцеровская премия


В 1904 году Джозеф Пулитцер составил завещание. Он пожертвовал 2 миллиона долларов Колумбийскому университету и хотел, чтобы на его деньги была основана Высшая школа журналистики. А на оставшуюся сумму он наказал основать премию для американских журналистов и литераторов:


«Я занимался журналистикой всю жизнь и уверен, что она оказывает сильнейшее влияние на умы людей. Мне хотелось бы сделать эту профессию привлекательной для сильной духом и умной молодежи, а также помочь тем, кто уже посвятил себя журналистике, помочь приобрести высокие моральные и профессиональные качества»


В 1912 году была открыта Колумбийская Школа журналистики. Премию же начали вручать с 1917 года. В завещании медиа-магнат дал четкие указания, кому, как и за что необходимо вручать эту премию.


Он просил ежегодно давать по четыре награды в сфере журналистики и литературы и одну — в области образования. У Пулитцера было достаточно конкретное видение того, что именно следует отмечать в сфере литературы. Он просил, чтобы за лучший роман, драму, книгу по истории США и биографию вручались отдельные премии. Однако допускал внесение тех или иных изменений в список номинаций.  На сегодняшний день вручается 21 награда по следующим номинациям:


  • За служение обществу
  • За освещение местных новостей
  • За выдающееся расследование
  • За мастерство
  • За выдающуюся подачу сенсационного материала
  • За раскрытие национальной темы
  • За международный репортаж
  • За очерк
  • За комментарий
  • За художественную критику
  • За редакционный комментарий
  • За карикатуры
  • За новостную фотографию
  • За художественную фотографию
  • За художественную книгу, написанную американским писателем, желательно об Америке
  • За книгу по истории Соединенных Штатов
  • Биографию или автобиографию американского автора
  • За стихотворение
  • За нехудожественную литературу
  • За выдающееся музыкальное произведение 
  • За лучшую драму


премия Пулитцера


Размер премии составляет 10 тысяч долларов. Особо отмечается номинация «За служение обществу», за которую победителю помимо денежного награждения вручают золотую медаль. 


С 2011 года премия целиком перешла в просторы Интернета. Все заявки и прием работ, претендующих на премию, теперь комиссией принимаются исключительно в электронном виде. Так был положен конец традиции, шедшей с первого года существования премии, когда материалы поступали в виде альбомов с вырезками статей из изданий. По мнению оргкомитета, такая система сильно упростит отбор номинантов.


Сейчас Пулитцеровская премия вручается журналистам и литераторам не только американским, но и зарубежным. Так, например, в 2007 году комитет присудил посмертно премию «За свободу прессы» Анне Политковской, а фотограф Александр Земляниченко был дважды лауреатом премии — в 1991 и 1997 годах.



Ирина Гюне



 

Рекомендуем

Кино. Классика. "...А зори здесь тихие"
Дэнни Бойл не ищет компромиссов
На пуантах («Большой», реж. Валерий Тодоровский)
Расул Гамзатов – певец Дагестана
Уязвимый лед («Акварель» реж. Виктор Косаковский
72-й Каннский кинофестиваль
Великий художник («Леонардо да Винчи. Неизведанные миры» реж. Хесус Гарсес Ламберт)
Открытие Года театра «На Страстном»
Классика. «Мир входящему» (реж. А. Алов, Вл. Наумов)
Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств»