Партнеры Живи добром

Люблю тебя, Василия Стасова творение!


Мы хорошо знаем имена писателей и поэтов и даже декламируем их произведения наизусть. Мы стремимся разобраться в живописи и запоминаем художников и их картины. Мы приучаем себя слушать классику и учим симфонии и композиторов. А вот просто огибая на улице какой-нибудь архитектурный шедевр, ставший таким привычным и повседневным для глаза, разве силимся мы вспомнить имя его творца?

«Плод творчества Василия Петровича Стасова» – вот что стоило бы выбить на стенах многих прекрасных построек Санкт-Петербурга. Да и целой вереницы других старинных городов.

Василий Стасов родился 4 августа 1769 года в Москве. Уже в юном возрасте выдающиеся способности будущего зодчего дали о себе знать: он обучался в специальной гимназии при Московском университете. Однако смерть отца вынудила юношу покинуть учебу и заняться практическим делом. Делом всей его жизни. Архитектурой.

Василий Стасов

Судьбоносным для молодого Стасова стало участие в оформлении коронации императора Александра I в Сокольниках в 1801 году. Яркая работа архитектора привлекла внимание правителя, и вскоре, благодаря покровительству государя, Василий Петрович отправляется набираться опыта в Парижский национальный институт. Он проделывает большой путь по Европе: ездит по Италии, Франции, Польше и Австрии. Именно там архитектор черпает вдохновение для своих будущих проектов в духе классицизма.

Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге

Например, своеобразное переосмысление парижской Триумфальной арки подарил Петербургу именно Стасов. Величавая постройка называется Нарвские ворота, она украшает собой одну из площадей северной столицы.

Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге

Так она выглядит сейчас. Даже мы, современные огрубевшие люди, привыкшие к стеклу, бетону и высотным зданиям, восторгаемся этим монументом. Для петербуржцев же позапрошлого века ворота олицетворяли мощную, несокрушимую императорскую власть.

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор града Петрова тоже выполнен Василием Стасовым и вновь в стиле классицизма. Так это утонченное здание выглядело в те времена.

Спасо-Преображенский собор

А таким оно является теперь.

Троице-Измайловский собор

Заключительным знаковым петербургским проектом прославленного архитектора стал Троице-Измайловский собор с лазурно-синими куполами и ослепительными золотыми звездами на них.

Троице-Измайловский собор

Несколько лет назад детище зодчего Стасова пережило сильнейший пожар. Сейчас церковь восстановили, да так, что его автор наверняка остался бы горд реставраторами. На фоне мрачных железных крыш, среди хмурого неба Санкт-Петербурга рвутся ввысь стройные синие башни, как вера в сердцах людей рвется к небесам в пасмурной обыденности.

Говоря о соборах, которых коснулся гений Стасова, нельзя не упомянуть и самый известный Исаакиевский собор. Василий Петрович входил в совет по строительству этого архитектурного шедевра. Имеют свои «стасовские» постройки и зарубежные европейские города: например, в Вильнюсе зодчий проектировал Президентский дворец, а в Потсдаме – православный храм Александра Невского.

Ну, и чтобы совсем убедиться в исключительной многогранности таланта именинника сегодняшнего дня Василия Стасова, взгляните на этот замысловатый ансамбль.

Китайская деревня в Царском Селе

Это Китайская деревня в Царском селе, в этом райском местечке, воспетом Александром Пушкиным. Стасов является автором бесчисленного множества построек на территории этой императорской резиденции.

Разве станет кто спорить, что и картины хороши, и стихи, а музыка иногда и вовсе единственное утешение? И все же теперь, кажется, важность архитектуры становится чуть понятнее. Ведь и картинные галереи, и филармонии, и театры, со сцены которых звучат романы и пьесы, ведь все эти храмы искусств и сами – искусство. Учите имена архитекторов. Они не менее значимы, чем остальные творцы.

Елизавета Вохминцева


 

Рекомендуем

Игорь Грабарь - признанный жизнелюбец
Супергерой из трущоб («Снега больше не будет», реж. Малгожата Шумовска)
Нью-Йоркская неделя моды: итоги
Религия для голодных («Основатель», реж. Джон Ли Хэнкок)
"Узоры жизни" by YEZ и Slava Zaytsev открыли неделю моды в Москве
В Петербурге звучит "Морская симфония Ивана Айвазовского"
Две стороны одной медали Виктора Гюго
Любовь Полищук – актриса с несоветским лицом
У каждого лабиринта есть свой выход («Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти», реж. Уэс Болл)
Борис Гребенщиков: «Когда я пою, я отдаю много энергии»