Партнеры Живи добром

Русские музы XX века


Мощный социальный взрыв, оглушивший Российскую империю в начале XX века, породил такую волну эмиграции, которую можно сравнить разве что с переселением народов.  Художественная среда как самая чувствительная и тонкая мембрана чутко отреагировала на изменения миропорядка. Именно в европейской художественной среде проявилась индивидуальность и сила характера русских женщин, покинувших свою родину.  Судьбы великих художников:  Анри Матисса, Пабло Пикассо,  Аристида Майоля и Дали будут неразрывно связаны с их русскими музами. 


Лидия Делекторская, дочь врача из Томска, появилась в доме Матисса в 1932 году. Ей всего 22 года. В прошлом осталось неудачное замужество и опыт работы моделью. Художник в это время создавал  панно «Танец» для американца Альберта Барнса и искал себе помощницу в мастерскую. Жизнь 63 летнего мэтра была спокойна и размеренна. К этому времени художник получил мировую известность, а его картины успешно продавались. Полновластная хозяйка дома – мадам Матисс встретила Лидию спокойно, так как была уверена, что новая помощница Матисса совершенно не в его вкусе. Но вскоре художник уже не представлял себе свою жизнь и свое творчество без этой сдержанной и молчаливой русской девушки. Матисс был одержим идеей создания портрета одной линией.  Он сделал сотни рисунков Лидии. А с марта по апрель 1935 он работал над картиной «Розовая обнаженная».


Анри Матисс и Лидия Дилекторская


Ему также позировала Лидия. Модель и художника связывали и общие воспоминания о России. Еще до революции Матисс приезжал в Москву и Санкт-Петербург. Более 20 лет, до последних дней жизни художника, Лидия оставалась его моделью, источником вдохновения и верной помощницей.  Матисс умер у нее на руках. Даже в моменты тяжелой болезни Лидия пыталась создать ему комфортные условия для творчества. После смерти великого мастера, все рисунки, подаренные когда-то ей Матиссом, и те его работы, которые Лидия Делекторская покупала за свои деньги, она передала советским музеям.


Не избежал очарования русской музой и другой великий художник – Пабло Пикассо. Работая с труппой Сергея Дягилева, художник услышал предупреждение от известного импресарио о том, что на русских девушках надо жениться. Увлекшись балериной дягилевской труппы Ольгой Хохловой, импульсивный испанец Пикассо так и сделал. Он женился на Ольге. В течение того времени, что Пикассо и Ольга прожили вместе, художник кардинально изменил манеру своей живописи. 


Пабло Пикассо и Ольга Хохлова


Ольга стала его моделью и при этом хотела узнавать себя на портретах. Кубизм Пабло привел ее в ужас. Пикассо начал создавать свои полотна в реалистической манере художников прошлого. При этом личный вкус Ольги отразился в лучшую сторону на покупательском успехе картин. После расставания с Ольгой Хохловой уже ни одна женщина в жизни Пикассо так своенравно не диктовала ему свои вкусы в живописи.


И вот еще одна женщина –эмигрантка из Одессы Дина Верни (Дина Яковлевна Айбиндер) яркой кометой промелькнула в жизни Пабло. Он восхищался шармом и женственностью Дины. Но настоящей музой она стала для знаменитого французского скульптора Аристида Майоля.  С  Майолем девушка встретилась в 1934 году. Друг ее отца познакомил 15-летнюю Верни с 73-летним скульптором. Сначала Майоль скептически отнесся к идее работать с новой моделью. Он утверждал, что модель ему не нужна, а в крайнем случае в роли модели может выступить его жена. Но фигура Дины: полные бедра и высокая грудь просто идеально подходила для скульптуры Майоля.  Живой и непосредственный характер Верни оказал влияние и на творчество мэтра. К моменту встречи с Верни, публику уже начали утомлять массивные аллегорические женские образы Майоля, наполненные достоинством античной классики. Подвижная от природы девушка придала динамику и самой скульптуре Майоля. 


Дина Верни


Результатом работы мастера и модели стала скульптура «Река» - выражение дикой природной стихии. Неспокойный характер Верни доставлял немало хлопот мастеру. Во время Второй мировой войны Дина участвовала в движении Сопротивления, и Майолю не раз приходилось прилагать усилия, чтобы освободить ее из-под ареста. После трагической гибели Майоля в 1944 году, Дина получила по завещанию всю художественную коллекцию скульптора. После его смерти она продолжала пропагандировать искусство Майоля и в 1995 году открыла его музей.


Еще одна русская женщина, Елена Ивановна Дьяконова, без преувеличения можно сказать сотворила гения. Став женой Дали, Елена Дьяконова взяла себе новое имя Гала, что в переводе означает «праздник». И действительно для Дали она стала источником нескончаемого праздника и вдохновения. Впервые Гала и Дали встретились в 1929 году. Художник был на 10 лет ее младше, а она была замужем. Только после смерти своего предыдущего супруга, Гала и Дали официально поженились. Гала была не только музой и почти единственной моделью художника, они были как две половинки одного целого. Они думали и действовали синхронно. 


Дали и Гала


Гала поддерживала и активно участвовала в сумасбродных выходках и скандальных перфомансах своего мужа. С помощью Галы были созданы многочисленные художественные образы. Не раз художник запечатлел на своих полотнах так восхищавшие его формы тела жены. Однако роль Галы не сводилась только к идейной вдохновительницы творчества Дали. Она взяла на себя бытовые заботы и с успехом продавала картины мужа, умудряясь находить покупателей к еще даже не написанным картинам. Не удивительно, что после смерти жены, Дали навсегда забросил холст и кисти. Кажется, что вместе с ее уходом исчез и его дар творца.


Гала, Дина Верни, Ольга Хохлова и Лидия Делекторская – эти женщины просто не могли быть рядовым увлечением для мужчин. Сила их характера, ум и красота сделали их верными помощницами и источниками вдохновения великих художников.



Елена Глухова



 

Рекомендуем

«Куликово поле» номинирован на премию «Европейский музей года 2020»
Взрывная шпионка («Красный воробей» реж. Френсис Лоуренс)
Кино. Премьера. "Да здравствует Цезарь!"
Как закалялось «Кино» («Лето» реж. Кирилл Серебренников)
Шарль Бодлер. Тот, кого не любят, но помнят
Выставка-интервенция в ГМИИ им. А.С. Пушкина
40-й ММКФ. Конкурс документального кино: "Генезис 2.0", "Мания"
Царскосельские птицы
История костюма, или одежда как символ эпохи
Эдгар Дега. Наследник старых мастеров