Партнеры Живи добром

Сказки раньше и сейчас


Происхождение сказок уходит в глубину веков, когда люди еще кутались в грубо сшитые шкуры животных, грелись у костра и рассказывали друг другу то, что увидели. Но как они могли объяснить то, что они видели? Как человек эпохи палеолита мог объяснить молнию? Смену времен года? Восход солнца?

Некоторые антропологи сходятся во мнении, что первые религии появились в попытках объяснить явления природы. Появились истории, которые впоследствии разделились на мифы (сакральное знание) и сказки (профанное). И если в мифе самое главное было объяснить (псевдо)научно явления природы, то в сказке была важнее сюжетность и связность истории для лучшего восприятия.

Владимир Яковлевич Пропп, один из самых известных фольклористов, в своей книге «Исторические корни волшебной сказки» говорит, что два основных мотива сказки — это инициация и путешествие в загробный мир, и не всегда можно найти разницу между этими мотивами. Инициация зачастую характеризуется переходом человека на новую ступень развития и существует во всех культурах, независимо от степени развития. В современных племенах охотников-собирателей мальчик становится мужчиной, а в западном индустриальном обществе дети, когда им исполняется семь лет, из старших дошкольников превращаются в младших школьников. Такой переход можно сравнить со смертью, с путешествием в загробный мир.

Универсальность инициации, по мнению Проппа, говорит об общем происхождении сказки и дальнейшем распространении. Если принять эту теорию, то сказка зародилась на африканском континенте еще до того, как горстка homo sapiens покинула его и направилась в Евразию. Конечно, мы не можем сказать точно.

Зарождение мифологии могло быть связано с происхождением искусства, а первые зачатки искусства начали появляться в мустьерскую эпоху (300–30 тыс. лет назад). Первые антропоморфные статуэтки – Венера из Тан-Тана и Венера из Берехат Рама датируются 500-300 тыс. лет и 230 тыс. лет соответственно, тогда как происхождение современного человека варьируется от 200 до 100 тыс. лет назад. Однако ученые до сих пор спорят, действительно ли это вытесанные фигурки палеолитических венер или просто камушки, которые приобрели антропоморфные черты из-за эрозии и времени.


Венеры из Тан-Тана и Берехат Рама


К тому времени речь была уже развита на достаточном уровне, чтобы начать рассказывать мифы. Речевой центр начал развиваться около 500 тыс. лет назад, так что у предков человека было больше 300-400 тыс. лет, чтобы развить абстрактное мышление, любознательность, новый вид мышления и превратиться в человека разумного.

Если сказка универсальна, значит, у сказок один или, по крайней мере, похожий шаблон. Так ли это? Джозеф Кэмпбелл в своей книге «Тысячеликий герой» описывает примерную структуру Пути Героя, состоящую из нескольких этапов: призыв к действию, отказ, знакомство с наставником, переход в другой мир, испытания, главная битва, вознаграждение, воскрешение и наконец, возвращение в привычный мир с целебным снадобьем. Эти этапы могут варьироваться, но попадание в другой мир и возвращение с силой, которой раньше у героя не было – это обязательные атрибуты.


Этапы путешествия героя


Сказки не принадлежат ни одной эпохе и одновременно принадлежат каждой из них. Сказки рассказывают об инициации, более того – подготавливают к ней, именно поэтому они должны адаптироваться и меняться постоянно.

Например, сказке о Золушке уже больше пяти тысяч лет. Первый ее вариант найден на египетских папирусах. Сказка рассказывает о девушке по имени Родопис, купавшейся в реке, а бог Гор в образе сокола похитил ее золотую сандалию и принес фараону. Фараону понравилась миниатюрная изящная сандалия, так что он разыскал Родопис и женился на ней.

Впоследствии сказка менялась множество раз. Шарль Перро написал ту версию сказки, которая наиболее известна нам всем: с доброй феей и хрустальной туфелькой. Кстати, есть теория, что туфелька в оригинале была сделана не из стекла (фр. verre), а из меха особой выделки (фр. vair). Поскольку Золушка много работала, ноги у нее огрубели и болели, фея дала ей обувь из мягкого беличьего меха. Но стеклянные туфли выглядят красивее, а уж удобством можно пренебречь.

Братья Гримм написали сказку, где не было доброй феи, а Золушка ходила на могилу матери. Эта версия известна тем, что ее сводные сестры, чтобы влезть в туфельку, отрезали себе одна палец ноги, другая пятку, а потом голуби выклевали им глаза. Очень добрая сказка. И это учитывая то, что братья Гримм собирали фольклор, чтобы переписать, и всюду добавляли христианские мотивы.

Мы можем наблюдать перемены и в других, не таких древних (XVI век), сказках. В первой версии «Спящей красавицы» король насилует спящую девушку Талию, и та во сне рожает ему близнецов. Принц в «Рапунцель» падает с башни и выкалывает себе глаза о колючки шиповника и лишь спустя пару лет глаза снова вырастают, когда его возлюбленная омывает его веки своими слезами. Впрочем, главные герои сказок тоже не образцы доброты. Например, Белоснежка в одной из первых версий на своей свадьбе с принцем заставляет злую королеву танцевать в раскаленных башмачках.


Иллюстрация к сказке про Родопис


Классические сказки полны смертей и жестокости. Они рассказывались, а затем писались в те времена, когда смертность, включая младенческую и детскую, была очень высокой, а в периоды великого голода крестьянам приходилось есть собственных детей, чтобы выжить. Вспомним Гансика и Гретточку (Ханселя и Греттель), которых отец отвел в лес, чтобы они там умерли от голода. Там их, правда, не родители хотели съесть, а ведьма.

В современном мире мало осталось мест, где люди голодают настолько, чтобы есть детей, а количество насильственных смертей стало статистически ниже, чем пять веков назад, поэтому меняются и истории.

Ныне классические сказки известны нам в основном благодаря компании «Уолт Дисней». Принцессы обретают счастье, никто не лишается глаз или пяток, даже злодеи и те умирают редко. Но и это еще не все. В последние годы парадигма о «женском счастье» с принцем сменяется на парадигму о самореализации. «Принцесса и лягушка», «Храбрая сердцем», «Холодное сердце» и «Моана» хорошие тому примеры.

Сторонники консервативных взглядов хватаются за сердце и возмущаются, что мол подобные мультфильмы закладывают неправильное представление о гендерных ролях, ведь женщины не должны махать мечами, а мужчинам не пристало проявлять лишних эмоций. Мы уважаем мнение консерваторов, но мир меняется быстрее, чем мы можем себе представить. Даже Красная королева из «Алисы в Зазеркалье» говорила, что «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее».

В современном западном обществе капитализм предполагает как можно большее количество работающих людей, а индустриализация сделала интеллектуальные ресурсы важнее физических. Знаете, почему в мире «Гарри Поттера» женщины наравне с мужчинами и не существует патриархата? Потому что магии все равно, какой пол у волшебника, а физическая сила не играет значимой роли.

Мифы и сказки – это зеркало жизни. Меняется мир, меняются и сказки. Одна из главных функций сказки рассказать об изменениях, которые ждут ребенка. О мире, о жизни, о смерти.

И мы не должны забывать, что прошлое остается в прошлом, а впереди мир, который никогда не будет прежним. Поэтому нам нужно бежать вдвое быстрее, чтобы попасть в будущее.


Алиса Рекунова


 

Рекомендуем

X Московский Международный фестиваль моноспектаклей SOLO
Зверский мальчишник («Спайс бойз», реж. Владимир Зинкевич)
Круглый стол «Революционная Франция и мир»
Вениамин Каверин. Бороться, искать, найти, не сдаваться
«Дом, который построил Ингимундур» («Белый, белый день» реж. Хлинюр Палмасон)
LOOK@Dance Finland
Кристиан Диор: «Простота, хороший вкус, привычка следить за собой. Вот основа стиля»
По другую сторону камеры: актёры, ставшие режиссёрами
40-й Московский международный кинофестиваль. Первые новости
Яков Протазанов. Жизнь в кино