Партнеры Живи добром

«Джаз осенью» 2017


Фестиваль «Джаз осенью», организованный Гёте-Институтом, каждый год старается показать срез разных поколений музыкантов джаза и свободной импровизации, практикующих разные подходы в музыке. Фестиваль откроется 29 сентября 2017 в Культурном центре «Дом». Концерты пройдут также 6, 7, 13 и 23 октября.

В этот раз, как и в прошлом году, состав участников представлен в компактных форматах трио и дуэтов, музыкантами в диапазоне от практически канонизированных фигур (трио Александра фон Шлиппенбаха, Эвана Паркера и Пауля Ловенса) до представителей новой экспериментальной импровизации (дуэт Магды Майас и Тони Бака). PaPaJo Trio делит с Schlippenbach Trio одного из своих участников, немецкого барабанщика Пауля Ловенса, партнерами которого выступают также признанные величины европейской сцены: немецкий тромбонист Пауль Хубвебер и британский контрабасист Джон Эдвардс.

Дуэты Ульманн–Кюне и Лауброк–Экс — это импровизаторы среднего и младшего поколений, которые были в числе тех, кто определил эстетику импровизационной музыки в прошлом и нынешнем десятилетии — в том числе, через актуализацию джазовой традиции с помощью современного музыкального языка.

Программа фестиваля:

29 сентября 2017, пятница

SPILL DUO

Магда Майас (Magda Mayas) – подготовленное фортепиано

Тони Бак (Tony Buck) – ударные

SPILL Duo — дуэт Магды Майас и Тони Бака даёт возможность заглянуть в берлинскую лабораторию экспериментального звучания. Их музыка сконцентрирована на интимности импровизационного процесса, но не уходит окончательно от джазовой идиомы.

Магда Майас — проживающая в Берлине пианистка, в своих произведениях исследует физические измерения рояля. Фокусируясь на внутреннем устройстве инструмента, она препарирует рояль металлическими и резиновыми объектами, скрепляет струны скотчем, включает в импровизацию электронику.

Тони Бак, родившийся в Австралии, но в последние годы проживающий в Берлине, больше всего известен как барабанщик экспериментального трио The Necks, исполняющего крайне своеобразную разновидность минимал-джаза и получившего широкую известность еще в 80-е. Он создает максимально детализированный звуковой массив, вместе с тем крайне подвижный, постоянно меняющий настроение. В дуэте с Магдой Майас его манера более разнообразна, чем в The Necks: вместо единого гипнотического потока Бак выстраивает автономные и многогранные музыкальные ситуации. 


6 октября 2017, пятница

PAUL HUBWEBER’S PAPAJO TRIO

Пауль Хубвебер (Paul Hubweber) – тромбон, голос

Джон Эдвардс (John Edwards) - контрабас

Пауль Ловенс (Paul Lovens) – ударные

PaPaJo — акроним из крупнейших имён европейской импровизации: немецкого перкуссиониста Пауля Ловенса, немецкого тромбониста Пауля Хубвебера и английского контрабасиста Джона Эдвардса. Это трио, в котором великолепное взаимопонимание, сбалансированное звучание и свобода коллективного мышления способны генерировать оригинальную музыку на протяжении многих лет.

Манеру игры Пауля Хубвебера отличает использование широкой палитры нестандартных техник, изобретательность в построении спонтанной импровизации и глубокое погружение в тембральные свойства инструмента.

Один из лидеров мировой экспериментальной сцены Джон Эдвардс старается преодолевать все мыслимые границы – национальные, жанровые или границы собственного инструмента, а его активность приобрела колоссальные масштабы – при  двухстах концертах по всему миру и пяти-шести релизах в год. Это, безусловно, говорит как о востребованности, так и о фантастической работоспособности Эдвардса. 

Пожалуй, одним из главных событий фестиваля станет приезд в Москву Пауля Ловенса, с 1969 года прочно вошедшего в круг лидеров европейского движения свободной импровизации и выработавшего свой оригинальный стиль, с индивидуальной подборкой перкуссионных инструментов и объектов. На фестивале Ловенс сыграет сразу в двух коллективах — PaPaJo Trio и Schlippenbach Trio.


7 октября 2017, суббота

SCHLIPPENBACH TRIO

Александр фон Шлиппенбах (Alexander von Schlippenbach) – фортепиано

Эван Паркер (Evan Parker) – саксофон

Пауль Ловенс (Paul Lovens) – ударные

Зенитом нынешнего фестиваля Гёте-Института «Джаз осенью», безусловно, станет выступление знаменитого Трио Александра фон Шлиппенбаха, зародившегося в самом эпицентре новой музыки — той самой свободной импровизации, которая в 1960-е – 1970-е годы вызывала истерику, гнев, страх, презрение, экстаз, никого не оставляя равнодушными. Джаз здесь присутствует на уровне ДНК музыкантов, а каждое спонтанное решение участников органически ложится на общую музыкальную канву. Благодаря композиторскому дару Шлиппенбаха свободная импровизация, бибоп, блюз, шумовые поиски, «стены звука», – все это смешивается в узнаваемой текстуре. Без трио Шлеппенбаха никакая история свободной импровизации невозможна, но, что важнее, оно относится к тем коллективам, благодаря которым эта история не имеет конца.

Пианист Александр фон Шлиппенбах — один из отцов-основателей европейской свободной импровизации.  У Шлиппенбаха встречаются редкие, как правило, противоречащие друг другу качества: богатое композиторское мышление, неподдельная любовь к джазовому синтаксису и почти панковские, ничем не ограниченные проявления свободы на сцене.

Английский саксофонист Эван Паркер — другой гигант свободной музыки, стоявший у ее истоков и буквально создавший ее историю. Редкий ансамбль из числа ключевых обошелся без его участия: инновационная игра Паркера с использованием расширенных техник, создающих иллюзию полифонии, в сочетании с экспериментальным мышлением сделали его одним из самых востребованных импровизаторов за последние полвека.


13 октября 2017, пятница

ALMUT KÜHNE & GEBHARD ULLMANN

Альмут Кюне – вокал

Гебхард Ульман – саксофон, кларнет, флейта

Специальные гости – Алексей Круглов (саксофоны),Олег Юданов (ударные) и Григорий Сандомирский (фортепиано)

Совместный проект фестиваля Гёте-Института "Джаз осенью" и фестиваля Leo Records

Совместная игра Гебхада Ульманна и певицы Альмут Кюне — напряжённый диалог, в котором академический пуантилизм Кюне дополняется минимализмом Ульманна.

Гебхард Ульманн живёт одновременно в Берлине и Нью-Йорке. Он включает в свою игру различные техники джазовой и свободной импровизации.

Альмут Кюне занимается разной музыкой: джаз, свободная импровизация, современная академическая музыка, немецкий фольклор, музыка для театра, мультимедийные проекты. Она работает над смешением джазовой и европейской традиций, поиском точек соприкосновения различных художественных практик.


23 октября 2017, понедельник

INGRID LAUBROCK & LUC EX

Ингрид Лауброк – саксофон

Люк Экс – акустическая бас-гитара

Заключительный концерт нынешнего фестиваля Гёте-Института «Джаз осенью» обернётся мировой премьерой: давно и хорошо знакомые друг с другом замечательная немецкая саксофонистка Ингрид Лауброк и нидерландский бас-гитарист Люк Экс сыграют дуэтом впервые.

В свободной импровизации и композициях Ингрид Лауброк стремится к максимальному разнообразию. Ее соло на теноре и альте одновременно лаконичны и наполнены смыслом, а богатое мелодическое измерение, заставляющее вспомнить Ли Конитца, помещается в абстрактный контекст европейской интеллектуальной музыки.

Люк Экс, музыкант фактически без джазового бэкграунда, придумал оригинальный способ играть в джазовом ансамбле по-панковски, на основе своего опыта в анархо-панк-группе The Ex, только с акустической бас-гитарой. Он практикует подход «компровизации», заключающийся в сочетании тщательно прописанного материала со свободной импровизацией каждого голоса ансамбля. Экспрессивная манера игры Экса — отголосок панковского бэкграунда музыканта.




 

Рекомендуем

Такой красивый, но такой кровавый 1881 год
"Женщина с гусарской натурой"
Декабрь в ГПИБ
Марш-бросок «Куликово поле». Защитникам Отечества посвящается
Голову долой («Легенда о Зеленом Рыцаре», реж. Дэвид Лоури)
Ярослав Голованов: научная журналистика как средство борьбы за светлое будущее
«Археоастрономия Майя». Премьера в планетарии
Юбилейный вечер Эмилии Москвитиной
Он хранил скелет под диваном, так как шкаф был занят другими вещами
Как завести лучшего друга во Франции?