Партнеры Живи добром

«Балет есть замок красоты»


После памятного для России, события под историческим названием «перестройка», все русские балетные артисты будто скинули с себя тесные корсеты и задышали полной грудью, ринувшись покорять своим искусством раннее неизведанные и закрытые страны. Русский балет был востребован. Как и во времена "Русских сезонов" Дягилева, весь мир жаждал увидеть русских танцовщиков. Это положило начало созданию многих профессиональных балетных коллективов, которые со временем переросли в именитые труппы и театры. Ну, конечно же, основные театры Москвы и Петербурга были в приоритете. На сегодняшний день балетный театр, как организация, стал интернациональным. Многие именитые артисты предпочитают работать по контракту и числиться приглашенными артистами. Для постановок все чаще и чаще приглашаются внештатные хореографы, зарубежные постановщики. 


С частными балетными коллективами или с театрами, которые по рангу гораздо "меньше", чем Большой, разобраться проще. Там есть свой основатель, свой главный балетмейстер и несколько прим, и репертуар, соответственно, не такой обширный. В Большом же театре, помимо    большого репертуара и обязательного количества премьер в сезоне, еще примешиваются и большие интриги. Чего только стоит случай с художественным руководителем балетной труппы Большого театра! Он на сегодня пусть уже и не так потрясает общественность, но будет постоянно напоминать о себе темными очками на глазах Сергея Филина.


Балет


 Совсем недавно, 11 марта 2015 года, в Большом театре состоялась премьера нового балета "Гамлет" хореографа Раду Поклитару и режиссера Деклана Доннеллана. В спектакле современная хореография, спецэффекты и видеоинсталляции, плюс, иное прочтение образа самого Гамлета, где шекспировскому мыслителю не дают времени на внутренние монологи вроде "быть или не быть". Ему некогда остановиться и призадуматься в чаду внутренних переживаний. Среди исполнительниц заглавных партий нет имен прима-балерин театра: ни тебе Светланы Захаровой, ни Евгении Образцовой, ни других, что числятся в этом списке. Ставка сделана на молодые силы театра, и партию Офелии танцуют солистки Анастасия Сташкевич, Дарья Хохлова и Диана Косырева. Видимо, при постановке «Гамлета» расчет шел не на имена прим, а на имена постановщиков. Прима-балерины театра, упомянутые Захарова, Образцова, а также М. Александрова, Н. Капцова, Е. Шипулина, М. Аллаш, М. Рыжкина, Е. Крысанова активно заняты во всем остальном репертуаре, как в современных балетах, так и в классике, которая, похоже, никогда не наскучит зрителю. 


Во втором по значимости Московском музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко дела на балетном фронте тоже громыхают залпами ярких премьер и именитых хореографов. Художественным руководителем труппы является В. Зеленский, который со времен своего вступления на должность, по слухам в балетных кругах, напугал весь "стариковский" состав, грозясь обеспечить им прямую дорогу на пенсию. Из последних премьер - балет "Татьяна" Джона Ноймайера по мотивам "Евгения Онегина" А.С. Пушкина. Партию Татьяны исполняет известная и "модная" Диана Вишнева, которая числится в труппе приглашенной артисткой. Родной театр балерины - Мариинский. С 2003 года она также является прима-балериной АВТ (Американского балетного театра). Из прима-балерин театра Станиславского и Немировича-Данченко в "Татьяне" никто не задействован. Остальные солистки труппы Оксана Кардаш (которая, кстати, номинирована на Премию «Золотая Маска» 2015 за партию в балете «Восковые крылья» Иржи Киллиана), Валерия Муханова и Ксения Рыжкова, исполняющие партию Татьяны в числе прим не числятся. В июле 2015 года театр готовит к премьере балеты Джерома Роббинса "В ночи", "Другие танцы" и "Концерт", которые будут объединены в один вечер. 


Балет


Еще один крупный и серьезный театр по одному только местоположению - "Кремлевский дворец" и его балетная труппа "Кремлевский балет". Театр этот стратегически важный объект. Как говорят, артистам даже не выйти из здания, пока не закончился рабочий день. Последняя премьера театра, осуществленная в 2014 году - балет "Волшебная флейта" Моцарта в постановке президента театра А. Петрова. Партию Царицы ночи исполняет заслуженная артистка России А. Тимофеева - прима театра, а принцессу Памину - не так давно присоединившаяся к Кремлевскому балету и занявшая позицию прима-балерины - И. Аблицова. Художественным руководителем труппы назначен А. Лиепа, который уже давно сотрудничал с театром в качестве организатора "Русских сезонов" и возобновления многих балетов М. Фокина. 


С подачи М. Лиепы и художественного руководителя МГАДМТ им. Н.И. Сац Г. Исаакяна, балетной труппе детского театра тоже повезло и в репертуаре появились спектакли "Русских сезонов", которые труппа танцует с удовольствием. Последняя же премьера театра "Кот в сапогах " в хореографии Е. Богданович уж как-то совсем не убедительна. В конце апреля юному зрителю театр представит еще одну премьеру в интересном жанре: интерактивный балет "Стойкий оловянный солдатик" в постановке Г. Ковтуна. Премьера приурочена к 50-летию театра и пройдет в рамках фестиваля «Черешневый лес». Хочется надеяться, что эта постановка будет удачнее. Театр, хоть и детский, но работать должен "по-взрослому" и не отставать от других академических театров. 


Балет


Театр "Классический балет Н. Касаткиной и В. Василева" по сути, театром не является, т.к. не имеет своей сцены. Однако труппа существует, регулярно дает спектакли, гастролирует. Раньше этот коллектив пользовался большим уважением и славой. В его составе какое-то время работали Е. Максимова и В. Васильев, В. Малахов. Теперь же былая слава поутихла и, видимо, для привлечения внимания, руководители даже прибегли к могуществу всесильного ТВ, и труппа стала участником реалити-шоу о закулисной жизни балета, что идет сейчас на канале "Ю" под названием "Русский балет". Последняя же премьера труппы на античный сюжет "Лисистрата" в постановке руководителей коллектива не получила широкой огласки. Бессменной прима-балериной труппы остается Е. Березина, которая вытягивает на себе весь репертуар. 


В отличие от «Классического балета Н. Касаткиной и В. Василева», труппа «Балет Москва» после удачной смены руководства и репертуарной политики, наоборот, стала набирать популярность. Некоторые из поставленных спектаклей объединяют в себе классику и современный танец. И если современная труппа была сильной и прежде, то теперь и классическая труппа после реорганизации, стала выглядеть достойно. «Балет Москва» не устает радовать премьерами, которые выпускает одну за другой. Из последних: творческий проект «Вечер одноактных балетов. Посвящение Джорджу Баланчину совместно с «Балет Сюзанн Фаррелл» (США), «Эрос. Минос» – два одноактных балета в постановке представителей новой голландской хореографии Хуанхо Аркеса и Аннабелль Лопез Очоа, и 29 мая состоится премьера Александра Пепеляева "Кафе Идиот" по роману Достоевского. В труппе нет как таковых прима-балерин, но много достойных солисток, среди которых, получившая в сентябре прошлого года звание Заслуженной артистки Людмила Доксомова, танцу которой подвластен любой жанр. 


Балет


Другая труппа, которая обрела свою сцену и стала именоваться Московский областной государственный театр "Русский балет" В. Гордеева 16 марта 2015 года представила премьеру балета «Девушка и Дракон». Балет был создан совместно с китайскими мастерами, дабы подтвердить союз двух народностей. Не берусь судить о достоинствах этого союза, но дух заказного балета прослеживается во всей тематике. Тем не менее эта премьера подтверждает силы и творческие возможности труппы, которая дает спектакли в основном на своей сцене в Кузьминках и часто гастролирует. Ведущими солистками значатся А. Щербакова и С. Устюжанинова. 


Труппа «Имперский балет» на данный момент не так часто заявляет о себе и не так популярна, как ее основатель Г. Таранда. Из последних событий – балет «Полёт над легендой» балетмейстера из Эстонии Май Эстер Мурдмаа под музыку Филиппа Гласса. Постановка значится как планетарный эко-балет. Весьма странный для балета жанр, но оправдывается тем, что призван обратить внимание на сохранность нашей планеты, в частности озера Байкал. Премьера состоялась 14 октября 2014 в Московском театре Новая Опера. Автором идеи и либретто является государственный и общественный деятель, юрист и поэт Владимир Исайчев. Именно ему захотелось сделать такой вот необычный балет на основе своей книги «Сказ о Байкале». 


Балет


Пожалуй, все перечисленные балетные труппы являются основными коллективами Москвы на настоящий момент, о которых стоит говорить. У них есть своя история, многолетний опыт существования, постоянный репертуар и регулярные выступления в Москве, помимо гастролей. Другие же труппы, такие, как Moscow City Ballet В. Смирнова-Голованова, «Классический Русский балет» Х. Усманова, «Корона русского балета» А. Емельянова, не так давно появившаяся труппа М. Лавровского «Talarium et lux», Русский национальный балет под руководством С. Радченко и др. занимаются в основном гастрольной деятельностью и увидеть их выступления в Москве фактически нет возможности, за редким исключением.

                   

                              

Анна Галиева



 

Рекомендуем

История костюма, или одежда как символ эпохи
Чего хотят женщины
Кино. Премьера. «Иерей Сан. Исповедь самурая»
Заклятые друзья ("Телохранитель киллера" реж. Патрик Хьюз)
Прямая трансляция Mercedes-Benz Fashion Week Russia
Вернуть свой «рок-н-ролл» («Вечно молодой» реж. Гийом Кане)
Журнал «Time». Признанный авторитет
Чего боятся женщины: спектакль «Всё о Еве» (проект TheatreHD)
Кэтрин Зета-Джонс. Сквозь огонь и воду…
Выставка "Неповторимый Мир театра: Япония"