Партнеры Живи добром

Евгений Стеблов. От кукольного театра к большой сцене


8 декабря 1945 года в послевоенной Москве в семье инженера и учительницы родился будущий актёр театра и кино Евгений Юрьевич Стеблов. Тогда, живя в коммунальной квартире, никто не мог и представить, что имя этого ребенка будет на устах у всех от мала до велика даже спустя 40 лет после выхода его первого фильма.

Уже в детстве он был необыкновенным ребенком: пока его сверстники бегали по дворам, гоняли голубей и дрались, он играл в куклы. Вернее сказать, в кукольный театр. Евгений сам мастерил их, задействовал даже резиновые клизмы. Юрий Викторович - его отец - старался помогать сыну во всех начинаниях: научил его вырезать головы из картона и даже собрал ему небольшую складную ширму, за которой Евгений мог устраивать свои представления. Мальчик не раз приходил с переносным театром в школу - устраивал небольшие показы для одноклассников. О своем увлечении Евгений написал в письме руководителю знаменитого Театра кукол Сергею Образцову, и мальчика пригласили делать игрушки в самый настоящий кукольный цех. Именно тогда началось знакомство Евгения с театром. Позднее он скажет: «Я думаю, это было мое спасение, я уходил в этот мир. За ширмой я достиг определенной степени свободы».

Евгений Стеблов

Поддерживая мальчика во всех его начинаниях, родители Евгения все равно хотели видеть его филологом и наняли ему преподавателя по литературе, который, на их беду, оказался таким же воодушевлённым любителем театров, как и их сын. Педагог привел Женю в молодёжную студию при Драматическом театре имени К.С. Станиславского. Там занимались многие одарённые личности: Никита Михалков, Виктор Павлов, Инна Чурикова. Стало ясно: Евгений станет актером.

В 1962 году Стеблов поступает в Театральное училище имени Б.В. Щукина, тогда же начинает работать на телевидении. А всего через год на широкие экраны выйдет картина, которая в одночасье сделает юношу знаменитым: «Я шагаю по Москве». В ней Евгений сыграл весёлого, чудаковатого, постриженного налысо Сашу Шаталова, и именно таким его запомнила вся Россия. Там же, на съемках фильма, он сдружился с Никитой Михалковым. Эту дружбу актёр пронесёт через всю жизнь. Позднее Михалков приглашал Евгения во многие свои фильмы. Ещё через год Евгений снялся в фильме «До свиданья, мальчики», но тот не вышел на большие экраны, потому что его запретили. С 1964 года Евгению и Никите начинают предлагать роли молодых героев в кино, карьера стремительно идет в гору. Несмотря на то что актёрское училище Стеблов окончил только в 1966 году, вся Россия к тому времени уже знала его в лицо: юношу останавливали на улицах, просили автографы.

Карьера в кино не могла отвлечь актёра от его главной цели – театра. Сразу же после окончания училища Евгений устремляется к своей мечте: «Я после института в 1966 году очень хотел в Театр Ленинского комсомола, которым тогда руководил Анатолий Васильевич Эфрос. Я больше никуда и не показывался, я показался там, и Анатолий Васильевич сразу меня взял. Я был счастлив».

Евгений Стеблов

В Театре Ленинского комсомола Евгений проработал год, потом Эфроса перевели, а его забрали в армию. Вернее, через неё в Центральный Театр Советской Армии. «Они меня туда забирали, знаете, как каких-нибудь спортсменов забирали через военкомат. А у меня были отсрочки - одна, другая... Ходили в ЦК, там пытались за меня замолвить слово, но ничего не помогало: Театр Армии уже, что называется, наложил на меня руки. На свой день рождения, 8 декабря, пошёл сдаваться. Пришёл, и меня как раз встретил Андрей Алексеевич Попов в своем кабинете и сразу так просто сказал: «Ну что ты расстраиваешься? Вот мы сейчас тебе даём главную роль, к 50-летию Советской власти, понравится – останешься, мы будем рады видеть тебя в труппе; не понравится – уйдешь, мы препятствовать не будем». Так и случилось, я начал репетировать и остался».

Сначала на сцене приходилось сложно: не хватало опыта и сил. Это в кино он уже был знаменитостью, а театральные критики о нем еще ничего не слышали. В ЦТСА он исполняет главную роль в спектакле «Часовщик и курица, или мастера времени» и обретает невероятный успех. В 1968 году он возвращается в театр Ленинского комсомола, а ещё через год оставляет его ради Театра им. Моссовета, где играет до сих пор. Там его путь пересекается с такими актерами, как Раневская, Бирман, Плятт. Он работал с ними, чтобы учиться: «Учитель ведь это не тот, кто тебя учит, а у кого ты учишься».

Евгений Стеблов

Параллельно Евгений продолжает работу в кино, снимается в фильмах «Большая перемена», «Вас вызывает Таймыр», «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона: Собака Баскервилей», «Еврейское счастье», «День выборов» и во многих других. В общей сложности Стеблов участвовал более чем в 50 фильмах.

Евгений Стеблов был дважды жена, его первая жена умерла после 38 лет брака. У него есть сын, который в довольно молодом возрасте ушёл в монастырь. В 33 года Стеблов попал в автокатастрофу, тогда же крестился. Из-за съёмок он часто находился в разъездах и редко бывал дома, когда случались приступы у первой жены, всегда был за пределами города. Он написал ряд статей и повестей: «Возвращение к ненаписанному», «После».

В 2015 году Евгений открыл курс театрального мастерства в Институте театрального искусства, он ведет обучение по системе Станиславского и растит новых актёров, которые в будущем, вероятно, станут достойными преемниками артиста на этом поприще.



Ирина Захарова




 

Рекомендуем

Рыцарь музыки Артуро Тосканини
«Ядовитая девочка» Дрю Бэрримор
World Corporate Golf Challenge 2016
Грейс Келли. Вулкан под снегом
Спектакль «Баба Шанель» (Фестиваль «Коляда-театр «На Страстном»)
Владимир Даль. Человек – слово
Теодорос Ангелопулос. "Александр Великий" и Трилогия молчания
Фонтаны Петергофа. Европейское великолепие Северной столицы Российской Империи
Книга недели. Стивен Чбоски «Хорошо быть тихоней»
Реквием Дж.Верди к 80-летию Елены Образцовой