Партнеры Живи добром

Майя Плисецкая. Лишние слова не нужны


Аврора, Китри, Жизель, Дезире, княгиня Бетси… Какое бесчисленное количество имён примерила на себя, словно пуанты, эта невероятная женщина! А сколько мужских сердец во всем мире она покорила своими изящными полётами над сценой. Ей рукоплескали Советский Союз, Япония, Америка, Франция, Испания… А какое простое и ясное имя – Майя…

1925 год, Москва. Повсюду снуют трамваи и автобусы, люди спешат попасть на Всероссийскую сельскохозяйственную выставку, которая позже станет крупнейшим в мире экспозиционным, музейным и рекреационным комплексом. Этот город подарил нам маленькую Майю Плисецкую, родившуюся в большой еврейской семье. Прелестная девочка росла среди людей, чья жизнь была неразрывно связана с танцами, балетом и кино. В такой атмосфере любой затанцует! Мама Майи была актрисой «немого кино», где блистала в ролях восточных женщин, а отец работал в областях, связанных с дипломатией и хозяйством. В 1932 году он стал руководить на угольных рудниках на архипелаге Шпицберген, и семье пришлось переехать. Однако, каким же судьбоносным оказалось это решение! Ведь именно там семилетняя Майя вышла на сцену в первый раз. Это была опера «Русалка» Даргомыжского. В этот момент будущая балерина и определила главную цель своей жизни, которая принесёт ей мировое признание – она будет выступать на сцене.

Майя Плисецкая

«Я не боялась сцены. Я ждала, когда можно выйти на сцену» 

Первое ценное выступление Плисецкой произошло в 1941 году. В Большом театре состоялся концерт хореографического училища, за сутки до начала войны. Семью Майи отправили с эвакуацией в Свердловск, однако, ничто не было способно удержать юную балерину от своей мечты: недолго думая, она сбежала обратно в Москву. Девушка отправилась в Московское хореографическое училище, где даже в разгар войны проводились занятия. Майю приняли сразу в выпускной класс, а после окончания обучения в 43 году в коллектив Большого театра.

«Знаете, я очень большая лентяйка. Никогда не любила тренироваться. Я любила танцевать»

Даже имея талант и врожденную склонность к какому-либо искусству, невозможно добиться полного успеха без работы над собой. Путь Майи был тернист, ведь в каждой постановке она начинала с неприметных ролей. От «Феи Сирени» до «Авроры» в «Спящей красавице», от простой цыганки до Китри в «Дон Кихоте». Так постепенно открывалась венценосная тропа, ведущая к мировой славе.

«Мне всегда было интересно создавать. И если говорить о том, что я создала – это Кармен»

И все же было в ней что-то, что отличало её от всех остальных балерин. Та изюминка, которая была для неё «вольностью» в работе, стала родоначальницей новой техники в балете. Никто не отличался таким же изяществом, гармонией и музыкальностью, как она. А чего стоят её знаменитые «лебединые руки» в балете «Лебединое озеро», которые позже сведут с ума весь мир! А «Кармен»! Её Кармен запрещали, называли проституткой, но ещё не нашлось ни одного человека, который станцевал бы лучше.

В 1948 году Плисецкая станцевала Жизель в одноименном балете, а чуть позже стала прима-балериной Большого Театра. Вот уж где простор для творчества и море вдохновения! Теперь ей были открыты лучшие сольные партии. Хоть Майе и не давали выехать из страны вследствие подозрения в шпионаже, гастроли по стране принесли ей любовь многих людей и звание народной артистки СССР.

Майя Плисецкая

50-е встретили Плисецкую зарей кинокарьеры. «Большой концерт» Веры Строевой, «Лебединое озеро» Зои Тулубьевой, «Анна Каренина» Александра Зархи… Несмотря на различия в направлениях искусства, балерина делала большие успехи. Такой бесценный опыт позволял прочувствовать героев с помощью разных средств: танца и актерской игры. В эти же годы Майя встречает мужчину, который станет её лучшим другом и помощником на долгие годы – Родиона Щедрина. Что за чудный тандем – композитор и балерина! К каждому творческому юбилею жены Щедрин дарил ей свою музыку – своеобразная традиция. Плисецкая вспоминала: «Однажды он мне сделал изумительный подарок ко дню рождения. Он мне подарил балет «Дама с собачкой». Что может быть лучше?»

«Он продлил мою сценическую жизнь как минимум на двадцать пять лет»

Благодаря поддержке мужа и его участию в её профессиональной жизни, Плисецкая получила возможность выезжать за границу. Настал пик её танцевальной карьеры. Стиль танца Майи официально признали во всем мире. В конце 80-х она стала руководить Испанским национальным балетом в Мадриденачала сотрудничать с Монсеррат Кабальевыступала в заглавной партии поставленного специально для неё балета «Мария Стюарт» Эмилио де ДиегоВ Японии вместе с Тошу Фуками они сделали «Крылья кимоно». Поставлен спектакль был всего один разно какая это была честьВ Стране восходящего солнца не доверяли играть иностранцам в столь важных постановкаха тем более главную рольЕй восхищались Пьер КарденРоберт Кеннеди и король ИспанииХуан Карлос.

В 1990 году Майя Плисецкая станцевала в Большом Театре в последний раз. «Дама с собачкой» стала её завершающим спектаклем на этой сцене. Несмотря на свой уход из «Большого», она продолжала сотрудничать с выдающимися хореографами и театрами по всему миру. О ней были сняты такие документальные фильмы, как «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая», «Майя Плисецкая», «Майя» японского режиссера Сакагуши и «Майя Плисецкая» французского режиссера Делюша. Стоит ли говорить о бесчисленном множестве наград, премий и орденов по всему миру?

Майя Плисецкая.jpg

«Мой дом остается дома»

Майя Михайловна танцевала до 65 лет, а в 70 отметила свой юбилей, исполнив на сцене «Аве Мария», который поставил для неё Морис Бежар. Закат своего жизненного пути, великая балерина встретила, преимущественно, в Мюнхене, вечно путешествуя и останавливаясь там на отдых от различного рода дел. Причина тому – издательство Родиона Щедрина. Из всех живущих русских композиторов он единственный, кто состоит в организации GEMA – солидном обществе по защите авторских прав композиторов, поэтов и музыкальных издателей. Но, несмотря на это, её истинный дом всегда был в России. Посвятив свою жизнь русскому балету и став его символом в XX веке, судьбу не перекроишь. И теперь Майя Плисецкая ушла столь же лёгкой походкой, какая сохранилась при ней до конца её жизни. Она оставила за собой невероятный кладезь искусства, который будет передаваться из поколения в поколение по всему миру с достоинством, с которым великая прима Большого театра дарила его зрителям на сцене.

«Дам вам совет, будущие поколения. Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда – воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте… До последнего мига боритесь… Мои победы только на том и держались. Характер – это и есть судьба»



Анна Макрищева




 

Рекомендуем

Библионочь. Музей К.Э. Циолковского. Калуга
Красота против отчаянья ("Призрачная красота" реж. Дэвид Фрэнкел)
Сто лет одиночества гения
Ирина Скобцева. Легко ли быть первой красавицей?
Где начинается Родина («Kitoboy», реж. Филипп Юрьев)
Александр Петрович Сумароков: «Друг российскому народу»
«Театральное ПТУ v. 6.0» открывает летнюю сессию
Приключения грека в России («Мифы» реж. Александр Молочников)
«Джоконда»: правда и вымысел
Франц Кафка и его «кафкианский кошмар»