Партнеры Живи добром

Михаил Барышников: «Я никогда не чувствовал ностальгии»

 

Это один из самых ярких и знаменитых российских «невозвращенцев», которого знает почти любой житель зарубежья. Михаил Барышников, ещё будучи юношей, рвался к свободе творчества и духа, однако, в СССР это было невозможно. Поэтому в 1974 году он просто сбежал во время гастролей Большого театра по Канаде под прикрытием своих друзей. Так и остался Misha на другом конце мира, бросив всё и всех. Но Барышников об этом не жалеет и любит наблюдать за Родиной издалека. Сейчас танцору, хореографу, фотографу, актёру и коллекционеру исполняется 68 лет, но он может дать жару своей экспрессией и активностью многим молодым. 

«Жизнь слишком коротка, чтобы огорчаться, нервничать и всё такое. Меня это не интересует, я не хочу даже думать об этом»

Сбежав от своей труппы, гражданской жены и любимого пуделя, Михаил оказался в Нью-Йорке, где завязал тесные отношения с Иосифом Бродским и Александром Минцем, который помог новоявленному эмигранту попасть в актёрский состав Американского театра балета.

Михаил Барышников

Обретя новый Дом и Семью, Барышников очень быстро начинает развиваться как профессионал. Он не только участвует в огромном количестве балетных постановок, некоторые из которых делались специально под него, но и пробует свои силы в новых танцевальных течениях. Так, Михаил приходит к стилю модерн и постепенно начинает его вводить в свои номера и спектакли. Танцор сотрудничает с современными хореографами, которым присущи новые взгляды на балет.

Талант и любовь к своему делу приводят Барышникова к созданию своей школы танцев – «Центру искусств имени М.Барышникова», где он является художественным руководителем и передаёт свои знания и умения молодым танцорам.

Видео на английском языке, Михаил говорит про подход к обучению в своей школе, для проекта «гражданин человечества».


Неиссякаемый запас энергии и бесконечный интерес ко всему новому и прекрасному приводит Михаила к фотоискусству и классическому театру. После путешествия в Таиланд, откуда Барышников привёз целую стопку непрофессиональных, но весьма необычных кадров, танцор крепко взялся за камеру. Его интуиция всегда помогала находить необычные ракурсы и углы во всех сферах, к которым Барышников только притрагивался. Фотография не стала исключением. Теперь его выставки периодически проводятся в разных странах по всему миру.

«Освещение женской шляпы сзади или угол падения тени открывали мне нечто неожиданное, что, возможно, и попадало в поле моего зрения прежде. Но по-настоящему я стал замечать это только тогда, когда стал фотографом. Возможность визуальной поэзии волновала. Я стал её пленником»

В театре же и кино Барышников имеет не меньший успех. Кроме того, он просто кайфует от своей работы и заряжается ещё большим количеством позитивной энергии. 

Михаил Барышников

Так, к примеру, несколько лет назад он был задействован в постановке Роберта Уилсона «Старуха» по мотивам повести русского писателя Даниила Хармса. Барышников играет в паре с искусным актером Уиллемом Дефо. Для него эта работа новый шаг в творчестве, а также некая проверка собственных возможностей.

«Это растяжка. Это волнение. Это пустой желудок. Сегодня я потрачу целый час лишь на один только грим. Целый час. Час, который никогда ко мне не вернётся. За час можно постареть»

За свои немногочисленные роли в кино и телевизионных проектах Михаил получил всемирное признание и любовь, а также был номинирован на «Оскар» как лучший актёр второго плана –фильм «Поворотный пункт», 1977 год.

В России о нём активно заговорили после выхода на экраны в начале нулевых последнего сезона знаменитого сериала «Секс в большом городе», где Барышников сыграл возлюбленного главной героини журналистки и писательницы Кэрри Брэдшоу в исполнении Сары Джессики Паркер. Актёр сыграл русского художника, который почти всю жизнь проводит во Франции и практически не имеет возможности уделять время своим пассиям из-за огромной занятости.

Михаил Барышников

Этот образ чем-то похож и на самого артиста. Михаил имел несколько длительных отношений с женщинами, искренне их любил, но работа почти всегда находилась на пьедестале. Так, ради своей свободы он оставил гражданскую жену и коллегу по труппе Большого театра Ирину Колпакову, которая позже также перебралась в США. Затем, около 15 лет Барышников провёл с голливудской актрисой Джессикой Лэнг, у пары даже появилась дочь Александра, однако, они оба больше крутились в профессиональных кругах, чем проводили время друг с другом.

«Мы были заняты своей карьерой и забывали о личной жизни. Это останется со мной на всю жизнь. Она одна из очень немногих женщин, которых я любил»

Сейчас у Михаила законный брак с бывшей балериной Лизой Райнхарт. У пары есть трое детей, старшему - 27 лет.

Ещё одним неожиданным поворотом в жизни Барышникова оказалось создание ресторана «Русский самовар», который он открыл в партнерстве с Иосифом Бродским и литературоведом Романом Капланом. Ресторан стал средоточием русской жизни на Манхеттене. Тут собирались сливки высшего общества, русские эмигранты, творческие люди, туристы. Здесь как раньше, так и сейчас часто устраиваются литературные и музыкальные вечера, выставки и презентации, есть свой музей и клуб. В «Самоваре» Бродский пел произведения Высоцкого. Впрочем, и сам Барышников часто обращается к творчеству Владимира Семёновича – Михаил исполнял его песню в «Поворотном пункте» и танцевал под композицию музыканта в «Белых ночах».

Михаил Барышников

К слову, «Русский самовар» мы можем увидеть и в «Сексе в большом городе» – именно там проходит свидание Кэрри и героя Михаила – Александра Петровского.

В настоящее время Михаил Барышников продолжает преподавать, выступать, играть в кино и театре. Всё в его жизни куда-то движется и меняется. Неизменным остается только его нежелание приехать на свою историческую родину – в Россию.

С этой страной связаны не только его первые успехи, но и неизлечимые травмы – его мать, сдав мальчика в танцевальное училище в Ленинграде, покончила с собой. С отцом, с которым Миша и так не был близок, у него совершенно прекратились отношения, когда у того появилась новая семья. В театре его таланту не давали развернуться в полную силу. Сейчас Михаил отмечает, что ностальгии по России у него нет.

«У меня никогда не было такой привязанности к этому месту, как у него (у Иосифа Бродского). Я и прожил-то в России всего 10 лет. Я продукт латвийского воспитания, хотя родители у меня были русские со всеми вытекающими из этого последствиями. Но я никогда не чувствовал ностальгии – точнее, у меня есть ностальгия по русским людям и русской культуре, но не по этому месту на географической карте»

Михаил Барышников, «Белые ночи»:


«Я бы сказал, что в душе я американец. Я никогда не буду говорить на английском, как на своём родном языке, и у меня навсегда останется мой акцент. Но даже со всем ужасным, что происходит в США – бедностью и расовыми проблемами – я восхищаюсь упорством этой страны, и никогда не буду жить в другом месте»


 

Ирина Гюне




 

Рекомендуем

Выставка «Халхин-Гол: «Да, нам далась победа нелегко...»»
Февраль в ГПИБ
Неформальные модели. Расширение понятий о красоте
Уильям Стайрон: исследователь человеческих мук
ЛондонГрад. Мистика и реальность
«Аленький цветочек» в театре Вахтангова - новый сказочный формат
Неизвестный Борис Лавренев
Сериал «Реальные пацаны». «А она нам нравится, хоть и не красавица»
В публичном доступе («Коммивояжер» реж. Асгар Фархади)
«Сюрреалист – это я!» Сальвадор Дали