Партнеры Живи добром

Михаил Барышников: «Я никогда не чувствовал ностальгии»

 

Это один из самых ярких и знаменитых российских «невозвращенцев», которого знает почти любой житель зарубежья. Михаил Барышников, ещё будучи юношей, рвался к свободе творчества и духа, однако, в СССР это было невозможно. Поэтому в 1974 году он просто сбежал во время гастролей Большого театра по Канаде под прикрытием своих друзей. Так и остался Misha на другом конце мира, бросив всё и всех. Но Барышников об этом не жалеет и любит наблюдать за Родиной издалека. Сейчас танцору, хореографу, фотографу, актёру и коллекционеру исполняется 68 лет, но он может дать жару своей экспрессией и активностью многим молодым. 

«Жизнь слишком коротка, чтобы огорчаться, нервничать и всё такое. Меня это не интересует, я не хочу даже думать об этом»

Сбежав от своей труппы, гражданской жены и любимого пуделя, Михаил оказался в Нью-Йорке, где завязал тесные отношения с Иосифом Бродским и Александром Минцем, который помог новоявленному эмигранту попасть в актёрский состав Американского театра балета.

Михаил Барышников

Обретя новый Дом и Семью, Барышников очень быстро начинает развиваться как профессионал. Он не только участвует в огромном количестве балетных постановок, некоторые из которых делались специально под него, но и пробует свои силы в новых танцевальных течениях. Так, Михаил приходит к стилю модерн и постепенно начинает его вводить в свои номера и спектакли. Танцор сотрудничает с современными хореографами, которым присущи новые взгляды на балет.

Талант и любовь к своему делу приводят Барышникова к созданию своей школы танцев – «Центру искусств имени М.Барышникова», где он является художественным руководителем и передаёт свои знания и умения молодым танцорам.

Видео на английском языке, Михаил говорит про подход к обучению в своей школе, для проекта «гражданин человечества».


Неиссякаемый запас энергии и бесконечный интерес ко всему новому и прекрасному приводит Михаила к фотоискусству и классическому театру. После путешествия в Таиланд, откуда Барышников привёз целую стопку непрофессиональных, но весьма необычных кадров, танцор крепко взялся за камеру. Его интуиция всегда помогала находить необычные ракурсы и углы во всех сферах, к которым Барышников только притрагивался. Фотография не стала исключением. Теперь его выставки периодически проводятся в разных странах по всему миру.

«Освещение женской шляпы сзади или угол падения тени открывали мне нечто неожиданное, что, возможно, и попадало в поле моего зрения прежде. Но по-настоящему я стал замечать это только тогда, когда стал фотографом. Возможность визуальной поэзии волновала. Я стал её пленником»

В театре же и кино Барышников имеет не меньший успех. Кроме того, он просто кайфует от своей работы и заряжается ещё большим количеством позитивной энергии. 

Михаил Барышников

Так, к примеру, несколько лет назад он был задействован в постановке Роберта Уилсона «Старуха» по мотивам повести русского писателя Даниила Хармса. Барышников играет в паре с искусным актером Уиллемом Дефо. Для него эта работа новый шаг в творчестве, а также некая проверка собственных возможностей.

«Это растяжка. Это волнение. Это пустой желудок. Сегодня я потрачу целый час лишь на один только грим. Целый час. Час, который никогда ко мне не вернётся. За час можно постареть»

За свои немногочисленные роли в кино и телевизионных проектах Михаил получил всемирное признание и любовь, а также был номинирован на «Оскар» как лучший актёр второго плана –фильм «Поворотный пункт», 1977 год.

В России о нём активно заговорили после выхода на экраны в начале нулевых последнего сезона знаменитого сериала «Секс в большом городе», где Барышников сыграл возлюбленного главной героини журналистки и писательницы Кэрри Брэдшоу в исполнении Сары Джессики Паркер. Актёр сыграл русского художника, который почти всю жизнь проводит во Франции и практически не имеет возможности уделять время своим пассиям из-за огромной занятости.

Михаил Барышников

Этот образ чем-то похож и на самого артиста. Михаил имел несколько длительных отношений с женщинами, искренне их любил, но работа почти всегда находилась на пьедестале. Так, ради своей свободы он оставил гражданскую жену и коллегу по труппе Большого театра Ирину Колпакову, которая позже также перебралась в США. Затем, около 15 лет Барышников провёл с голливудской актрисой Джессикой Лэнг, у пары даже появилась дочь Александра, однако, они оба больше крутились в профессиональных кругах, чем проводили время друг с другом.

«Мы были заняты своей карьерой и забывали о личной жизни. Это останется со мной на всю жизнь. Она одна из очень немногих женщин, которых я любил»

Сейчас у Михаила законный брак с бывшей балериной Лизой Райнхарт. У пары есть трое детей, старшему - 27 лет.

Ещё одним неожиданным поворотом в жизни Барышникова оказалось создание ресторана «Русский самовар», который он открыл в партнерстве с Иосифом Бродским и литературоведом Романом Капланом. Ресторан стал средоточием русской жизни на Манхеттене. Тут собирались сливки высшего общества, русские эмигранты, творческие люди, туристы. Здесь как раньше, так и сейчас часто устраиваются литературные и музыкальные вечера, выставки и презентации, есть свой музей и клуб. В «Самоваре» Бродский пел произведения Высоцкого. Впрочем, и сам Барышников часто обращается к творчеству Владимира Семёновича – Михаил исполнял его песню в «Поворотном пункте» и танцевал под композицию музыканта в «Белых ночах».

Михаил Барышников

К слову, «Русский самовар» мы можем увидеть и в «Сексе в большом городе» – именно там проходит свидание Кэрри и героя Михаила – Александра Петровского.

В настоящее время Михаил Барышников продолжает преподавать, выступать, играть в кино и театре. Всё в его жизни куда-то движется и меняется. Неизменным остается только его нежелание приехать на свою историческую родину – в Россию.

С этой страной связаны не только его первые успехи, но и неизлечимые травмы – его мать, сдав мальчика в танцевальное училище в Ленинграде, покончила с собой. С отцом, с которым Миша и так не был близок, у него совершенно прекратились отношения, когда у того появилась новая семья. В театре его таланту не давали развернуться в полную силу. Сейчас Михаил отмечает, что ностальгии по России у него нет.

«У меня никогда не было такой привязанности к этому месту, как у него (у Иосифа Бродского). Я и прожил-то в России всего 10 лет. Я продукт латвийского воспитания, хотя родители у меня были русские со всеми вытекающими из этого последствиями. Но я никогда не чувствовал ностальгии – точнее, у меня есть ностальгия по русским людям и русской культуре, но не по этому месту на географической карте»

Михаил Барышников, «Белые ночи»:


«Я бы сказал, что в душе я американец. Я никогда не буду говорить на английском, как на своём родном языке, и у меня навсегда останется мой акцент. Но даже со всем ужасным, что происходит в США – бедностью и расовыми проблемами – я восхищаюсь упорством этой страны, и никогда не буду жить в другом месте»


 

Ирина Гюне




 

Рекомендуем

Мариус Петипа - «Эпоха русского балета»
Софи Лорен: «Идеальная красота – мираж»
Понятная психология от современного автора. «Мир нарциссической жертвы» Александры Долгановой
Анонс. Comic Con Russia 2016
Олег Павлович Табаков. Актер на века
Рассказ Тонино Гуэрра «Подвешенный кофе»
Главное, чтобы вращались зеркала. Премьера спектакля «Примадонны» в Театре на Юго-Западе
Георгий Вайнер. Умножающий печаль
Праздники в музее «Кижи»
5 фильмов для тех, кто начинает с чистого листа