Партнеры Живи добром

Спектакль «Счастливчики» на сцене Театра имени Ермоловой


"Если есть идеальная жизнь, какова идеальная смерть?"

 

Пять стульев. Точнее, четыре стула и одно инвалидное кресло. На них расположились три женщины и двое мужчин. Эти люди не родственники, не друзья и даже не знакомые. Их объединяет лишь одно – все пятеро достигли 80-летнего возраста. На сцене премьерного спектакля 2016 года «Счастливчики» 2076 год. Если вам сейчас 20 или около того, значит, послание Олега Меньшикова для вас.

В этой современной постановке задействованы артисты труппы Театра имени Ермоловой, которые уже нечасто появляются на сцене. Настоящие старейшины театра: заслуженная артистка России Ольга Селезнёва в роли Евы, заслуженная артистка России Татьяна Говорова в роли Михаэлы, народная артистка России Наталья Архангельская в роли Гертруды, народный артист СССР и лауреат Государственных премий Владимир Андреев в роли Эдварда и народный артист России Борис Быстров в роли Антона явно контрастируют с представителями молодого поколения: Никитой Татаренковым в роли Мареша и Ольгой Волковой в роли Сьюзи. Наверное, именно так в будущем будут противостоять друг другу люди, должные «освободить место» и те, кому ещё предстоит дожить до старости.

«Счастливчики»

В антиутопии «Счастливчики», поставленной по пьесе австрийской писательницы Констанции Деннинг Exstasy Rave и обработанной для ермоловской сцены Валерием Печейкиным, поднята тема оценки прожитой жизни, от которой зависит дальнейшая судьба каждого старика. По сути, в спектакле поднимается вопрос, нужна ли, возможна ли и правильна ли эвтаназия. Согласно сюжету, в будущем государстве принят закон, по которому все жители планеты, достигшие возраста 80 лет, обязаны пройти тест. Этим тестом старики должны доказать свою жизнеспособность и ясность рассудка. При успешном порождении теста испытуемому «дарят» ещё год жизни, а затем он снова проходит тест. Не прошедший тест участник лишается права на жизнь и красиво умирает на вечеринке в собственную честь, выпивая бокал отравленного шампанского.

Всё это действо разворачивается на шоу, которое транслируют по всему миру. Спонсором данной телепередачи является Госкомиссия по оптимизации населения. Программа имеет невероятно высокие рейтинги, ведь каждый житель Земли отождествляет участников данного шоу с будущим собой. Каждого зрителя через определённое количество времени ожидает одна и та же судьба: бокал шампанского и смерть. А потом молодёжь будет говорить: «Спасибо тем, кто освободил нам место!».

«Счастливчики»

Конечно, участники данного шоу, как замечает Михаэла, «в лучшем положении в наихудшей ситуации», ведь на программу попадают лишь исключительные личности. Большинство людей, не подошедших под определение «исключительный», по прохождении теста умирает тихо и неожиданно, не имея возможности попрощаться с родными и друзьями. Однако вне зависимости от места и времени смерти уходить из жизни всегда страшно. Об этом и рассуждают пятеро «счастливчиков» в тёмной комнате, ожидая результатов своего теста. Как подготовить себя к смерти? Как принять её достойно? Как не сойти с ума, услышав свой балл? И, главное: верна ли программа по оптимизации населения, точнее, нормальны ли её методы? Оправданы ли средства достижения людьми Золотого миллиарда?

Теория Золотого миллиарда – ещё одно новшество будущего. В мире, где людей ровно миллиард, все живут в достатке. В новом мире нет перенаселения, а, значит, и голода, борьбы за землю, войн, нет борьбы за природные ресурсы – на всех всего хватает. Казалось бы, все счастливы! Жизнь стала красивой и идеальной. Но какими способами достигается этот Золотой миллиард? Разве это человечно, заставлять стариков проходить какой-то тест? Возможно ли вообще оценить человеческую жизнь? Каковы критерии?

«Счастливчики»

Спектакль «Счастливчики» поднимает миллиард философских вопросов. Сразу стараешься переосмыслить собственную жизнь, словно реальный зритель шоу ставишь себя на место участников, пытаешься представить, каково им, что они чувствуют, о чём думают.

Не даёт покоя ещё один вопрос: почему именно эту пятерку отобрали на данное шоу? Ответ даётся во втором действии постановки. В нём вообще много сюрпризов: проходной балл теста равен семидесяти, что бы ни сказали участники в своей речи, всё будет исправлено так, как нужно продюсерам шоу, при определенных обстоятельствах тест можно переписать, а также открывается и множество других неожиданных фактов.

Зрителей снова грузят, но на этот раз последовательностью событий (кстати, последовательности как раз-таки нет, факты проясняются сумбурно, в хаотичном порядке). К финалу пьесы мыслей становится всё больше. Хотите молчать, копаться в себе и размышлять о жизни человечества на протяжении всего вечера? Этот спектакль для вас.

Хочется отметить невероятную игру артистов. Участники шоу вызывают сочувствие, местами даже жалость, ведущие шоу – отвращение, внезапно проясняющиеся факты – шок, музыкальное и визуальное 3D сопровождение – страх... Всё как задумано.

Только вот интересно, кто из «Счастливчиков» является героем-резонёром? Кто высказывает мысль самого художественного руководителя Театра имени Ермоловой? И конечно, фантазия ли это писательницы Констанции Деннинг и режиссёра Олега Меньшикова или предчувствие, предсказание?

 

 

Екатерина Винокуршина




 

Рекомендуем

MERÉ F/W 2018-2019
Утиная охота («Падение», реж. Вигго Мортенсен)
"Every day is Christmas". Рождественский альбом певицы Sia
Mercedes-Benz Fashion Week Russia 30-й сезон. Третий день
Анна Павлова-величина 20-го столетия
Пророчества Герберта Уэллса
Да будет RIFF! Открытие III Российско-итальянского кинофестиваля
Нина Ананиашвили. Успешна в профессии и в жизни
Всероссийский музей А. С. Пушкина
Права актёров… Авторство или нищета?