Партнеры Живи добром

Так ли часто в наши дни достоинство – мерило поступков?


В предпоследний месяц уходящего 2016 года Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова представил одну из самых долгожданных премьер – спектакль «Царь Эдип». Впервые он был показан в Греции, на родине автора одноименной пьесы, афинского античного драматурга Софокла, и с грандиозным успехом был встречен в июле в 14-ти тысячном театре Эпидавра, а в сентябре и в театре Афин под открытым небом. В России премьера состоялась 13 ноября и была приурочена к юбилею театра Вахтангова. В этот день ему исполнилось 95 лет. 

Создатели «Царя Эдипа» уверяют, что идея такой постановки пришла случайно. Так сложилась судьба, и именно в юбилейном сезоне театра состоялась премьера спектакля, которым еще долго будут восхищаться не только российские зрители. Его особенность – совместное участие российских (Эдип – Виктор Добронравов, Иокаста – народная артистка России, лауреат Государственной премии России Людмила Максакова, Тиресий – народный артист России, лауреат Государственной премии России Евгений Князев, Креонт – Эльдар Трамов, Жрец – Евгений Косырев, Вестник – заслуженный артист России Олег Форостенко, Пастух – Артур Иванов, Домочадец Эдипа – Максим Севриновский, Крылатая дева – Екатерина Симонова, Воин – Павел Юдин, Мальчик – Юрий Цокуров) и греческих (Дети – Афродити Антонаки и Георгиа Митропулу, хор фиванских старейшин – Илья Алгаер, Панайотис Атанасопулос, Танасис Влавианос, Гиоргос Галлос, Димитрис Георгиадис, Костас Коракис, Давид Мальтезе, Сократис Пацикас, Гиоргос Стамос, Леонардос Хейфец-Батис, Спирос Цекурас) актеров.

Греческий хор и воин Павел Юдин

«Греки нам говорили: «Смотрите! Эта площадка очень опасная! Если этому “пупу сцен” вы понравитесь, то успех ваш увеличится, а если нет, провал также будет многократно увеличен», – вспоминает о волнительной премьере в Греции Евгений Князев. 
 
И они понравились. 14-ти тысячный зал Эпидавра аплодировал и восхищался, хотя изначально постановщик и художественный руководитель театра имени Вахтангова, лауреат Государственной премии России и Национальной премии Литвы Римас Туминас вместе со сценографом Адомасом Яцовкисом не могли себе и представить, каково это – играть в одном из самых больших и древних амфитеатров. Актеры Виктор Добронравов и Людмила Максакова до сих пор помнят, как природа сама создавала для них декорации. Когда свершилось “возмездие” и погас свет, над зрителями оказалось небо с миллиардами звезд. «В такие моменты понимаешь, какое ты ничтожество в этом мире! Эти звезды… Они были и в V веке до нашей эры, когда зарождался театр, они есть и сейчас. И сколько людей ушли из жизни за это время… А театр жив и будет жить», – добавляет Евгений Князев. 
 
Как бы ни жаловался Римас Туминас на невозможность «похулиганить» в такой серьезной работе, его «Царь Эдип» все-таки начинается с шутки. Первым на сцену в нелепом костюме выходит рассказчик и начинает вещать с интонацией древнегреческого оратора о том, как в скором времени будет показана зрителям история об Эдипе – человеке, пытавшемся обмануть судьбу. Кажется, через несколько секунд перед нами появятся герои спектакля, обмотанные длинными простынями, и будут говорить сложным высокопарным языком. Но не тут-то было. Эдип одет по-современному и говорит вполне связно. От древности здесь только слова типа «умертвить» и «отмстить» да инверсионно выстроенные предложения. Как заметил Виктор Добронравов, перед командой создателей стояла задача – «не потерять современность. Мы не должны были играть классическую греческую трагедию». Спектакль востребован только тогда, когда он живет во имя человека и рассказывает о самом человеке, а значит, в Эдипе каждый находит частичку себя. Хотя сам Виктор не считает себя похожим на Эдипа: «я душка». А вот в Людмиле Максаковой наоборот, «к сожалению, слишком много общего с героиней».

Иокаста - Людмила Максакова и Эдип - Виктор Добронравов

С первых слов спектакль затягивает в водоворот интриг и не отпускает до самого финала. Даже не обращаешь внимание на отсутствие антракта. Хотя сюжет пьесы Софокла уже известен даже многим неискушенным зрителям, ожидание кульминации проходит в напряжении. Римас, как, собственно, и всегда, разрушает рамки и невероятно органично выстраивает своего «Царя Эдипа». Здесь движения неотделимы от мимики, слова – от музыки, а костюмы – от декораций, которых, кстати, совсем немного. В самом центре сцены расположена лишь гигантская труба, символизирующая судьбу, рок. В зависимости от происходящих событий, она то накатывается на героев, рискуя раздавить их, как асфальтирующий каток, то отодвигается вглубь. Судьбе, как и этой тяжелой трубе, невозможно противостоять. Рано или поздно человек принимает свой крест, как герои спектакля хватается за трубу и оказывается по другую сторону. Все это выглядит жутко, но таков фатум, который необходимо принимать достойно.

«Царь Эдип» – это произведение о главном – «о человеческом достоинстве, о чести, о сильном человеке, о лидере, который смог наказать себя сам: выдворить себя из страны, уйти из жизни нищим. Сегодня такого практически нет». (Римас Туминас) Хотя не сыщется из смертных никого несчастнее Эдипа, герой сумел вынести приговор самому себе. Будучи царем, он не побоялся быть изгнанным. Его судьба трагична. Как верно замечено в пьесе: «О, лучше не родиться, чем ослепнуть», однако своим рождением и жизнью Царь принес и много пользы своему народу.

Тересий - Евгений Князев Эдип - Виктор Добронравов
«В этой постановке Римас превзошел сам себя», – замечают актеры. А ведь «Царь Эдип» действительно достоин наивысших похвал. Соединить русскую душу и греческую традицию, переплести между собой русский и греческий языки, а также российскую музыку и голоса греческого хора способен только настоящий мастер! По словам Людмилы Максаковой, греки очень близки нам по своей природе: они такие же открытые и поэтичные, и всегда готовы прийти на помощь к своим коллегам. 
 
Инициатором такой необычной постановки «Царя Эдипа» выступил художественный руководитель Национального театра Греции в Афинах Стафис Ливафинос. Он окончил ГИТИС, знает русский язык и всегда желал сотрудничать с нашей страной. Его стремление оправдано, ведь русская школа психологического театра считается лучшей во всем мире. Именно с таким театром, глубоким и традиционным, он хотел объединить греческий театр, славящийся своим мастерством. 
 
Как заявляет Римас Туминас: «Этот проект соединил в себе две влиятельные театральные традиции: мастерство греческого театра в воплощении древней трагедии и русскую школу психологического театра». Спектакль «Царь Эдип» стал одним из многих культурных мероприятий в рамках перекрестного 2016 года России и Греции и обогатил нашу страну очередной гениальной постановкой. Многие зрители, уже успевшие познакомиться со спектаклем, называют его одним из лучших. Он заставляет пересмотреть взгляды на свои поступки, задуматься о современных человеческих ценностях (или их отсутствии) и понять, что некоторые вещи должны жить вечно.

Екатерина Винокуршина

Фото: Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова


 

Рекомендуем

Патриот или умалишенный: Петр Чаадаев
Гала-концерт «Vivat Соткилава»
Знакомство с фильмами Деланнуа. Инструкция по применению
Семён Щедрин. Поэт пригородов Петербурга
Огюст Роден. Скульптуры, остановившиеся во времени
Йос Стеллинг и его Душ(к)а
Том Хэнкс. Дон-Кихот по-американски
Советская мода 60 — 80 годов: от элегантности до вульгарности
Реальные пираты
«Никогда не встречал монстра или чуда больше, чем я сам» Мишель Монтень