Партнеры Живи добром

Такой красивый, но такой кровавый 1881 год


17 декабря 1881 года в театре «Адельфи» в Лондоне была отменена премьера первой пьесы Оскара Уайльда «Вера, или нигилисты». Событие, казалось бы, примечательно только именем знаменитого драматурга. Ему на тот момент было всего лишь 27. Он недавно закончил Оксфорд, и до публикации его главного романа «Портрет Дориана Грея» ещё почти десять лет. Этот остроумный и эксцентричный молодой человек - всегда желаемый гость во всех лондонских салонах. Он ведёт бурные дискуссии на тему «прекрасного», легко оперирует эстетическими теориями Джона Рёскина и Уолтера Пейтера и уже выводит из них свою философию, в основе которой лежит культ красоты. Отмена спектакля «Вера, или нигилисты» никак не отразилась на карьере молодого писателя. А более поздняя постановка не принесла Оскару Уайльду никакого успеха. Нехитрый сюжет пьесы развивался вокруг любви красивой революционерки и царевича Алексея. Прототипом девушки стала русская террористка Вера Засулич. В конце пьесы, терзаемая собственным предательством духа революции, она заколола себя кинжалом. Ничего подобного Вера Засулич в жизни не делала. Однако, она стала настоящим живым символом мятежного и переменчивого XIX века.

Вера или нигилисты

Являясь ревностным бойцом революции, 5 февраля 1878 года она дерзко выстрелила в упор в Петербургского градоначальника Фёдора Трепова. Генерал был тяжело ранен в живот, а девушку ожидало жестокое наказание. Она готова была гордо принять его, но на защиту вызвался Анатолий Фёдорович Кони, блестящий юрист и гений ораторского искусства. Как и многие первые деятели социалистического движения, Засулич была из беднейшей семьи. У неё уже имелись аресты, судимость и неоднократные ссылки за распространение запрещенной литературы. В отличие от романтичного героя Уайльда, Вера была невероятно бойкой девушкой, активно занималась пропагандистской деятельностью и самообразованием. У неё были чёткие личностные ценности, которые могли бы привлечь внимание знаменитого юриста.

Вера или нигилисты

Ядром защитной речи Кони стало акцентирование внимание не на самом факте преступления, а на его мотивах. Незадолго до трагедии генерал Трепов велел высечь заключённого студента Алексея Боголюбова за то, что тот не снял перед ним шапку. Телесные наказания были запрещены более пятнадцати лет и многие оскорбились неслыханным самодурством. Однако, только Засулич решилась раз и навсегда пресечь унижения и издевательства. Мнение общества разделились. Кто-то рукоплескал ей, кто-то не одобрял, а кто-то боялся, но никто её не поливал грязью.

Все как-то невольно прониклись к ней сочувствием. На этом и построил Кони своё гениальное обращение к суду. Вера Засулич была оправдана, а её поступок фактически открыл дорогу мощнейшему революционному потоку. Позже, находясь в бегах, Засулич познакомилась в Лондоне с Энгельсом, а потом и с Лениным. Интересен тот факт, что Октябрьскую революцию террористка не поддерживала. Она активно критиковала вождя и режим большевиков, называя его царским. Несмотря на преступную жизнь, Вера Засулич была очень образованной женщиной.

В детстве в пансионе она готовилась стать гувернанткой, изучала языки и много читала. А в течение всей жизни делала переводы и писала статьи о проблемах современности. В последние годы своей жизни Вера Засулич занималась написанием воспоминаний, много болела и в 70 лет скончалась от воспаления лёгких.

Вера или нигилисты

Остаётся только один вопрос: почему же в 1881 году отменили первую пьесу Оскара Уайльда? Ведь дело Засулич получило неслыханный резонанс в европейском обществе. Такой пиар должен был только способствовать успеху. Но история распорядилась по-своему непредсказуемо. 1 марта в Санкт-Петербурге под ноги русского царя Александра II была брошена бомба, унесшая его жизнь и жизнь ещё четверых. Ответственность за преступление взяла на себя террористическая организация «Русская воля», заграничным представителем которой была Вера Засулич. Затем 19 сентября в спину был застрелен 20-й президент Америки Джеймс Абрам Гарфилд. А организация «Русская воля» выразила свои соболезнования американскому народу и решительный протест против насильственных действий в стране свободной народной воли. Она протестовала против деспотизма, с которым боролась и в России. В столь красивом, но таком кровавом 1881 году показывать высокий романтизм терроризма на сцене знаменитого Лондонского театра «Адельфи» было эстетически кощунственно и социально запрещено.



Елена Дицкова




 

Рекомендуем

Махмуд Эсамбаев — народность, выраженная в танце.
От актёра до драматурга. История одного Мольера
«Никогда не встречал монстра или чуда больше, чем я сам» Мишель Монтень
Кейт против Кейт («Манифесто» реж. Джулиан Роузфельдт)
Эффект CNN. Узнайте первыми
М. Найт Шьямалан. Триумф одного фильма
Легендарная японская пианистка Кейко Мацуи
Книга недели: Хорхе Букай «Любить с открытыми глазами»
Звёздный бизнес
Harry Winston. Бриллиант без огранки