Партнеры Живи добром

О том как "Бродячая собака" ушла в историю


Во втором дворе подвал,

В нем – приют собачий.

Каждый, кто сюда попал –

Просто пес бродячий.

Но в том гордость, но в том честь,

Чтобы в тот подвал залезть!

Гав!


Именно с этих строк начинается гимн, написанный Всеволодом Князевым к открытию артистического кафе «Бродячая собака», официально называвшимся «Художественное общество Интимного театра СПб». Несмотря на относительно короткий срок существования (канун 1912г. – весна 1915г.), это место превратилось в главную артерию творческой жизни предреволюционного Петербурга. Небольшие подвальные комнаты с небогатым, но примечательным интерьером стали излюбленным местом для богемы, островком культуры и интеллигенции. Здесь в стенах, расписанных Судейкиным и Сапуновым, царила атмосфера чистого творчества и импровизации: свои стихи читали Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Владимир Маяковский; танцевали Михаил Фокин, Тамара Карсавина; пели оперные артисты; ставились спектакли. Основателем или как его называли хунд-директором (от немецкого слова Hund –собака) был Борис Пронин, в то время один из актеров Александринского театра, не имеющий огромного успеха. Его целью стало найти или создать небольшой романтический кабачок, который стал бы пристанищем для таких же небогатых людей искусства. Отсюда и происходит название, как бы подчеркивая бродяжнический статус художников.


Романтические нотки сохранились и в разделении гостей клуба на людей творческих и «фармацевтов» - персон, не имеющих таланта. И если для первых посещение «Собаки» было бесплатным, то последним приходилось платить за возможность прикоснуться к прекрасному. Тем не менее даже такие условия не смогли отбить интерес к бурлящей жизни внутри маленького и, казалось, незаметного дома на углу Итальянской улицы и Михайловской площади. Ведь тут как из рога изобилия рождались все новые и новые произведения, бушевали дискуссии, обсуждались новости дня. Тут ночью кипела вся культурная жизнь: праздновались юбилеи, проходили импровизационные вечера. 


Клуб "Бродячая собака"


«Бродячая собака» воплотила в себе дух модерна, удачно уловив господствующий в то время образ скитальца. И именно это место называют точкой расцвета искусства Серебряного века. Но, к сожалению, за бурным подъемом обязательно следует спад, чего не удалось избежать и этому явлению. Хоть приход Первой мировой войны, как пишет С.С. Шульц, не сильно изменил обыденный ход жизни, отмечая, что единственный недуг – это задержка начала сезона. Первым тревожным звоночком или даже роковой толчком к закату стал «Вечер пяти», устроенный 11 февраля 1915. По программе задумывалось, что свои произведения представят Игорь Северянин, Давид Бурлюк и Василий Каменкий. Однако наибольший ажиотаж вызвал Владимир Маяковский, прочтя обличающее и вызывающее стихотворение «Вам» что отнюдь не обрадовало собравшихся. Негодование публики удалось смягчить благодаря мирными выступлениями князя М.Н. Волконского и К.И. Чуковского. До драки дело не дошло, но в полиции все-таки был составлен протокол. 


Конфликт удалось погасить, и даже через девять дней был проведен вечер Маяковского, но «Собака» теперь уже была на заметке у полиции. Однако не стоит забывать, что к данному моменту  ужесточился режим, введен сухой закон, к тому же большинство посетителей ушли на фронт. Всем полюбившиеся подвалы  постепенно пустели и пустели. Атмосфера безудержного веселья и куража, царившая в артистическом клубе, не вязалась с общей обстановкой в стране. Весной 1915 года, где-то в начале марта, был проведен обыск, и найдены дюжины бутылок с алкоголем.  «Собаку» закрыли из-за нелегальной торговли спиртными напитками.


Вот как это описывает один из организаторов и декоратор литературно-художественного кабаре Сергей Судейкин: «С утра шатаясь по городу, мы пришли в “Бродячую собаку” — Маяковский, Радаков, Гумилёв, Толстой и я. Была война... Карманы пучило от наменянного серебра. Мы сели в шляпах и пальто за круглый стол играть в карты. Четыре медведеподобных, валенковых, обашлыченных городовых с селедками под левой рукой, сопровождаемые тулупным дворником с бляхой, вошли в незапертые двери и заявили, что Общество интимного театра закрывается за недозволенную карточную игру. Так “Бродячая собака” скончалась».



Анна Дякина



 

Рекомендуем

Ингрид Бергман. В погоне за счастьем
Вперед за имперской "Звездой" ("Изгой-один: Звёздные войны. Истории" реж. Гарет Эдвардс)
По-цыгански и никак иначе
Афганистан ближе, чем вам кажется. Халед Хоссейни
67-й Берлинский Кинофестиваль. "Ужин", реж. Орен Муверман
XI фестиваль VIVACELLO
Мэтт ЛеБлан. Роль, ставшая частью жизни
Тана Френч. Место затаившихся секретов
Новатор без границ Джакомо Балла
Александр Вампилов или история «потерянного поколения»