Партнеры Живи добром

Искусство гравюры Василия Матэ


Василий Васильевич Матэ – мастер репродукционной гравюры, талантливый художник родился в 1856 году на территории Восточной Пруссии (нынешняя Литва). Свое призвание он осознал в 14 лет, когда поступил в Рисовальную школу при Обществе Поощрения Художеств, где проучился до 1875 г.. С 1872 года он становится любимым учеником художника-гравера Лаврентия Серякова, который впоследствии завещал ему все свои инструменты. 


От своего горячо любимого преподавателя В. Матэ учится искусству ксилографии. К слову, ксилография – это вид гравюры на дереве, для ее создания рисунок необходимо вырезать на деревянной доске, затем покрыть краской и напечатать ее на бумаге или на другом материале. Различают репродукционную и обрезную и гравюру, с первой как раз и работал Василий Матэ. В 1875 году юный художник поступает в Академию художеств при Федоре Иордане. Получив там серебряную медаль за двухцветную репродукционную гравюру с этюда головы Иоанна Крестителя, в 1880 году его отправляют в Париж. Там он учится у ксилографа Адольфа Паннемакера, затем у офортиста (гравер на металле) Фердинанда Гайара. 


Василий Матэ


На начальном этапе творчества нашего героя интересовало воспроизведение живописных оригиналов с известных картин техникой репродукционной ксилографии. Но это не означает простое копирование картины, сам В. Матэ высказывался по этому поводу так: «Гравер не есть скучный копиист, а создатель нового мира образов, где картину художника он переводит на свой язык, придает новые оттенки». 


Его лучшие ксилографические работы приходятся на вторую половину 1880-х и начало 1890-х гг., например, гравюра по «Боярыне Морозовой» (1887 г.) Василия Сурикова, которая была осуществлена по фотографии присланной самим художником, гравюра по «Запорожцам» (1892 г.) Ильи Репина, написанная с эскизов живописца, а также воспроизведение картин В.М. Васнецова, И.П. Трутнева, Э. Мурильо, Х. Рембрандта. Его гравюры пользовались высоким спросом в популярных журналах и хрестоматиях.


Василий Матэ


Вскоре репродукционная гравюра перестает интересовать художника и в 1899 году он обращается к гравюре на металле – технике офорта. Из всех жанров ему наиболее нравилось воспроизводить портреты, ведь из 278 гравюр выполненных на металле (в офорте) 225 из них - портреты. По высокому мастерству и технике исполнения более всего выделяются портреты М.П. Беляева, П.М. Третьякова, написанные В. Матэ в технике офорта, ему принадлежат портреты художника В. В. Верещагина, театрального и литературного критика В.М. Гаевского, актера В.Я. Самойлова, юриста Д.А. Ровинского, писателя Д.В. Григоровича, историка и журналиста С. Н. Шубинского и др.


Василию Матэ несказанно повезло – он был признан при жизни и пользовался большой популярностью среди своих современников. С 1884 году он преподает в Санкт-Петербургском Училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, через десять лет был приглашен в Академию художеств на кафедру гравюры, где занимается возрождением искусства гравирования, которое уже пришло в упадок. 


Василий Матэ


В этом учебном заведении он преподавал искусство ксилографии и офорта, его ученики и дальнейшие последователи А. П. Остроумова-Лебедева, П. А. Шиллинговский, И. Н. Павлов, впоследствии стали известными граверами. К нему, как к учителю обращались и другие известные художники: И. Е. Репин, И. И. Левитан, Б. М. Кустодиев, В. А. Серов и др. Василий Матэ скончался в 61 год (1917 г.), оставив после себя огромное наследие и плеяду талантливых учеников.



Анна Малинина



 

Рекомендуем

Испытание Достоевским
Фонд "Параман"
Юные дизайнеры «Поколения М» представят свои коллекции на главном подиуме страны
Кино. Личность. Андрей Тарковский
Четвертый фестиваль современного российского искусства «Форма»
Зачем нужны музыканты, если есть искусственный интеллект?
В ад и обратно («Суспирия» реж. Лука Гуаданьино)
«Between the Earth and the Stars»: космический альбом Bonnie Tyler
А неведома зверушка («Агнец», реж. Вальдимар Йоханссон)
Что? Где? Когда? Культурные события июня