Партнеры Живи добром

Новатор без границ Джакомо Балла


Он не боялся экспериментировать. Смело разрушал общепризнанные каноны и открывал новые грани искусства. Он был новатором, проповедником новой идеологии в живописи. Его творчество находится вне узких рамок жанров и направлений: один из отцов - основоположников футуризма, он зачастую брал крайне противоположную высоту и изображал красоту реальности, словно на пленку запечатлевая момент из жизни. Неизменным оставалось одно: в каждой его работе – динамика, движение – непременная составляющая. Только этому принципу он оставался верен и красной нитью пронес его через все свое творчество.

Джакомо Балла

Джакомо Балла появился на свет 18 июля в Турине, в семье аптекаря. Посещал курсы живописи, рисовал карикатуры, занимался световыми эффектами. После переезда в Париж в 1900 году начал изучать работы неоимпрессионистов. Рисовал портреты, которые отражали влияние фотографии на его творчество. В 1904 году женился на Элизе Маркуччи. Чтобы заработать на жизнь, давал частные уроки рисования. Именно через своих учеников он познакомился с Филиппе Томмазо Маринетти – писателем, выступавшим за разрыв со старыми формами искусства и мышления. В 1909 году Маринетти составил Учредительный Манифест футуристов, где и Балла выступил в поддержку нового направления. Его первой футуристической работой стал «Уличный фонарь». На ней изображен фонарь в ореоле исходящего от него света, затмевающего серп луны на заднем плане. Эта картина наглядно продемонстрировала всю суть нового стиля: смешение реального и вымышленного, гротескового, запечатление не только самого предмета, но и его воздействия на окружающий мир.

Балла старался передать динамику в своих работах, различные фазы движения объекта, как, к примеру, в картине «Динамика собаки на поводке». В некоторых его произведениях, таких как «Дождь», «Прощание на лестнице», просматривается явное влияние фотографии.

Джакомо Балла «Прощание на лестнице»

Вместе с тем он создавал абстрактные, футуристические композиции: «Борьба отрицательного и положительного», «Ускоряющийся автомобиль». Одной из знаковых работ в его творчестве стала картина «Полет ласточек»: гибкие упругие линии передают динамическую последовательность движения птиц.

Балла крайне негативно отреагировал на вступление Италии в Первую мировую войну. Вместе с Фортунато Деперо они выпустили манифест «О футуристической реконструкции вселенной». В этот же период он начал интересоваться спиритизмом и теологией, что также оказало влияние на его мировоззрение и творчество. Совмещая свою тягу к мистицизму и идеологию футуризма, Балла создает такие полотна, как «Наука против обскурантизма», «Прохождение Меркурия перед Солнцем».

Джакомо Балла «Прохождение Меркурия перед Солнцем»

Балла проявил себя не только как художник, но и как скульптор и даже дизайнер. Он создавал конструкции из проволоки, картона и бумаги, создавал предметы интерьера. 

В 30-х годах Балла вернулся к традиционной живописи, однако, в 50-х снова обратился к футуризму. За годы своей творческой деятельности он работал в совершенно различных стилях, таких как абстракционизм, дивизионизм, импрессионизм, пуантилизм, использовал различные техники и материалы.

Джакомо Балла ушел из жизни 1 марта 1958 года. Он вошел в историю живописи как яркий и неординарный экспериментатор, не боявшийся рисковать и открывать новые горизонты. Его произведения приковывают взгляд и будоражат воображение зрителя, рассказывая историю обычных вещей неожиданным способом. Такие разные и непохожие, их объединяет обилие света и цвета, движения, внутренней силы и жизни, и в этом – истинный гений их создателя Джакомо Балла. 



Орловская Ксения



 

Рекомендуем

Остались только перья («Щегол» реж. Джон Краули)
Боги на экране. Театр продолжает искать новые формы
Как закалялось «Кино» («Лето» реж. Кирилл Серебренников)
Усадьба Jazz в Санкт-Петербурге
И швец, и жнец, и на дуде игрец: жизнь Станислава Говорухина
«Титаник». Всё, что осталось за кадром
Анна Ахматова: Поэт в дикой стране
GOGA NIKABADZE. FW’2018-2019
Косплей по-голливудски («Красавица и Чудовище», реж. Билл Кондон)
Лицо с обложки