Партнеры Живи добром

Пабло Пикассо. Другой взгляд в мире искусства

Его именем названы музеи в мировых столицах искусства, его картины узнаваемы даже теми, кто совершенно далек от живописи, его произведения уходят с международных аукционов за миллионы долларов, по его биографии сняты несколько фильмов – все это относится к величайшему художнику 20в. Пабло Пикассо.

Любовь к искусству ему перешла по наследству: отец преподавал рисование, а мать, по воспоминаниям самого художника, обладала живым воображением, которое воодушевляло его на творчество в ранние годы. Пабло Пикассо - очень сокращенная версия его полного имени, которое звучит так: Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос  Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартин Патрисио Руис и Пикассо. Первые картины он отмечал по фамилии отца Руис Бласко, позже изменив подпись на фамилию матери Пикассо.

Пабло Пикассо

Классический стиль живописи был для него скучным и приевшимся, его больше захватывал выплеск чувств на полотно, изображение действительности через призму собственных эмоций. В его творчестве выделяют несколько периодов. Самый ранний так называемый «голубой период» начался в 1900. Это был сложный период в жизни художника: работы не пользовались спросом, родная Барселона была раздираема социальной напряженностью, покончил с собой его близкий друг. Все, что его окружает, кажется низким, грязным, порочным. Именно поэтому главными темами его работ становятся нищие, бездомные, женщины, торгующие своими телами и прочий сброд, редко изображаемый на холстах других художников. В цветовой гамме преобладают синие, голубые оттенки, символизирующие хандру, тоску, разочарованность. Персонажи картин этого периода одиноки, их позы, выражение лица, глаза – все наполнено печалью и смирением с такой жизнью. Наиболее яркие картины того периода: «Любительница абсента», 1901; «Женщина с шиньоном», 1901; «Свидание», 1902; «Нищий старик с мальчиком», 1903; «Трагедия», 1903.

Голубой период Пикассо

В 1904 г. Пабло все же переезжает в Париж, его домом становится общежитие для художников на Монмартре. Смена обстановки дарит ему ощущение жизни, что отражается и в его работах. В это время он пишет одну из самых знаменитых картин «Девочка на шаре», 1905. Тональность картины отличается от предыдущих полотен, голубая палитра разбавлена песочными светлыми оттенками, появляется легкость и мягкость в движениях героев.

В творчестве художника начинается «розовый период». Картины этой эпохи наполнены теплотой, изяществом. Они выражают перемены к лучшему в жизни Пикассо: в Париже он находит новых друзей и любовь. Его избранница Фернанда Оливье жила неподалеку, работала служанкой и обладала красотой аристократки. Она переезжает к нему, разделяя скромный быт комнаты в общежитии. Героями картин становятся люди, которых он видит на улицах: циркачи, артисты улиц. Фернанда Оливье становится его музой, он переносит свои чувства к ней на полотна, экспериментируя со стилями, нарушая общепринятые в живописи пропорции и правила. Эти пробы все больше захватывают художника, искажение формы, игра с плоскостями, собственная интерпретация изображения отходят от натурализма. Пикассо вместе с Жоржем Браком открывают новый стиль в искусстве – кубизм. Картины становятся геометрическим ребусом, им присущи монохромность, угловатость, острота границ и практически абсолютная плоскость. Теряется ощущение пространства, мягкость мазков, округлость линий. Это настоящая революция в мире искусства. Наиболее ранней картиной, выполненной в технике кубизма является «Авиньонские девицы», 1907 г,

авиньонские девицы.jpg

Международная обстановка конца 30-х годов 20 в. влияет на творчество художника. Он активно выражает гражданскую позицию через свои полотна. Как напоминание о трагедии апреля 1937 г., когда немецкая и итальянская авиация нанесла удары и уничтожила маленький городок басков Генрика, Пикассо создает одну из самых знаменитых картин. «Герника» - большое полотно, передающее ужас момента бомбардировки в исключительной пикассовской манере.

герника.jpg

После Второй мировой войны в восприятие мира художником проникает пацифизм. Венцом гуманизма в работах Пикассо становится знаменитый «Голубь мира», ставший эмблемой Всемирного конгресса сторонников мира 1949 г.

В 1945 году Пикассо знакомится с Франсуазой Жило, которая подарит ему двоих детей. Он переезжает на юг Франции, где ведет достаточно размеренную жизнь, увлекается ремеслом и, конечно, продолжает писать картины. Скульптуры того периода становятся каноничными в технике ассамбляж («Коза», 1950; «). В 1953 г. он расстается с Франсуазой, но в том же году знакомится с Жаклин Рок, свадьба с которой состоялась в 1958. Картины последних лет уже не столь экспрессивны, в них нет агрессии, они в точности передают темп жизни художника, его настроения и увлечения.

Пабло Пикассо ушел из жизни в 1973 г., ему был 91 год. Он был новатором в искусстве, создав целую вселенную из полотен, показав нам другой, собственный взгляд на мир.


Саида Бакиева



 

Рекомендуем

Соловецкий музей-заповедник
Петр Павлов. Виды старой Москвы
Синклер Льюис. Бегом от скуки
Кризисные углы современности ("Квадрат" реж. Рубен Эстлунд)
Эльмира Мухтерем: "Когда я впервые встала за дирижерский пульт, конечно, очень переживала"
Александр Лазарев. «В созвездии козерога»
Премьера англо-русского проекта
«О нас с вами, девочки»: феминистская литература
Николай Ге - пророк и новатор
В джазе только тело («Душа», реж. Пит Доктер)