Партнеры Живи добром

Рени Гвидо — подражатель античности или мастер высокой техники?


Итальянское искусство конца XVI – XVII веков характеризуется соперничеством нескольких школ живописи: Болонской, Римской и Флорентийской, а также возникновением такого нового направления как академизм. Его сущность заключается в подражании лучшим традициям античного искусства, где за идеал красоты бралось творчество Рафаэля.

Палаццо Фарнезе - Академия Карраччи.jpg

Центром научного академизма по праву можно считать Болонью. Здесь в 1585 году тремя художниками-двоюродными братьями Лодовико, Агостино и Аннибале Карраччи была создана мастерская, выросшая впоследствии в Академию. В ней воспитывались мастера с новым видением живописи. "Академия вступивших на правильный путь" — такое название носило заведение братьев Карраччи — также имела значение упорядоченной системы художественного образования. Основное внимание при обучении здесь уделялось постоянным упражнениям в техническом мастерстве. Но большое значение придавалось и общему развитию учеников: преподавались теоретические курсы истории, мифологии и анатомии.

Ярким представителем Болонской школы живописи, а после смерти Лодовико Карраччи в 1619 году и ее главой считается Гвидо Рени. Это автор таких известных произведений, как «Похищение Европы», «Святой Иероним и ангел», «Сусанна и старцы», «Избиение младенцев» и многих других.

Сусанна и старцы.jpg

Творчество Рени проявляет все стороны классического академизма: безупречную технику, акцент на фигуры, прекрасные тела, гармоническое равновесие всех элементов картины: света, цвета, рисунка и композиции, эффектные сюжеты из античной и христианской мифологии. Биография Рени, как и многих других художников высокого стиля Барокко, известна потомкам по трудам Карло Чезаре Мальвазия, итальянского ученого и историка искусств.

Рени Гвидо портрет.jpg

Гвидо Рени родился 4 ноября 1575 года в Болонье в семье Даниэле Рени и Джиневры де Поцци. С 9 до 20 лет обучался у фламандского художника Дениса Кальварта, затем еще 3 года учился в Академии братьев Карраччи.

По работе молодой мастер едет с Аннибале Карраччи в Рим, где в основном занимается художественным оформлением фресок. Пользуется покровительством таких высокопоставленных лиц, как, например, кардинал Сфондрати и семья Боргезе. В 1614 году по разным причинам (недовольство оплатой работ, зависть и преследование коллег) он возвращается в Болонью и с этого времени проживает на родине. После тяжелого десятилетнего периода депрессии и серьезного увлечения азартными играми изменяется художественная манера письма мастера: в его работах появляется тонкость линий, схематизм рисунка, бледность, даже прозрачность красок. Изображения кажутся сентиментальными и излишне идеализированными. Умирает художник 18 августа 1642 года.

проказник Бахус.jpg

Отношение к самому явлению академизма и его представителям изменилось с течением времени. Во-первых, понятие «академизм» сейчас используют при описании работ художников, имеющих систематическое образование в области визуальных искусств. Во-вторых, вкладывают в сущность академического изображения не сюжет картины и идеальную технику ее написания, а подражание слабым сторонам античных художников. Мастеров-академистов, в том числе и Рени, обвиняют в излишней холодности, отсутствии жизни на картинах. Творчество художников-академистов считают скучным и чересчур претенциозным.

Без сомнения это не так. Академизм — это некое продолжение античного искусства, вершина живописи с безупречным техническим воплощением и определенными нормами красоты. Гвидо Рени ярчайший представитель этого направления.


Мария Игумнова



 

Рекомендуем

Музыка, достойная Оскара
«Молодая Аргентина». Эстебан Эчеверриа
Артист. Истинно народный
Выставка Анатолия Черкасова. Наедине
Дмитрий Нагиев стал криминальным авторитетом в новой картине Сарика Андреасяна
Данте Алигьери и русская литература
Мужские подарки. Что подарить человеку, у которого всё есть?
Чулпан Хаматова: актриса и благодетель
Оттенки грязи ("Золотая перчатка" реж. Фатих Акин)
Украсть за 105 минут («Гениальное ограбление», реж. Жауме Балагеро)