Партнеры Живи добром

Триумфальный визит Жауме Пленса или раскрытие секретов тишины


Его работы украшают парки и города по всему миру. Произведения Пленса вызывают сильные эмоции у зрителей – как будто художник каждый раз улавливает что-то важное о процессе творения и смысле человеческого существования. Чем же знаменателен визит великого скульптора в Россию? И какие секреты удалось раскрыть ценителям испанского творчества на этот раз? 


Жауме Пленса


Жауме Пленса родился в солнечной Барселоне в 1955 году. Детство художника нельзя было описать одной красочной историей, в которой с самого рождения воспитывали чувственную и творческую натуру. Жауме, как и многие дети, проводил много времени, гуляя по испанским улочками со своими друзьями и наслаждаясь беззаботным временем. Его отец очень любил книги, поэтому в доме художника всегда лежали горы литературы. Как вы можете заметить, строки из прочитанных книг, тонны символов и запоминающихся фраз значительно повлияли на творчество Пленса. Поначалу скульптор использовал в работах целые тексты и стихотворения любимых поэтов. Он будто дарил им вторую жизнь, в надежде, что зрители смогут до конца насладиться вечным словом. 


Может показаться, что одни буквы в его работах ничего не значат, но в сочетании с другими, они образуют слова, традиции и культуру. Пленса сопоставлял стихи с человеческими образами, присваивал каждому герою историю, написанную уже известными поэтами. Когда вы прикасаетесь к его работам, например, к «шторам из букв», представленным на выставке в Москве, они производят красивый звук, который и является поэзией. 


Жауме Пленса


«Эта поэзия формирует наше тело, как жизнь постоянно татуирует человека прозрачными чернилами. Это скрытое сообщение, созданное в нашем теле», - Жауме признался в одном из интервью. 


Арабский, китайский, японский, русский, греческий – все эти языки есть в работах Паленса. В них всегда прослеживалось желание придать каждой скульптуре ценность и индивидуальный почерк, который сможет оценить каждый народ по-своему. 


Помимо магии букв в своем детстве художник познакомился с так называемыми «вибрациями». Когда Жауме был совсем маленький, то любил прятаться под крышкой домашнего рояля и сидеть там часами. В это время его отец начинал играть на инструменте, а Паленса мог слышать только определенные вибрации и звуки, которые позволяли ему визуализировать картинки и представлять, что происходит в комнате на самом деле. 


«Этот инструмент говорил мне о многом.  Даже в далекой юности я чувствовал, что все тона и сигналы, которые звучали вокруг меня, имели особый смысл и свое предназначение», - рассуждал скульптор.


Чувственность и излишний интерес к жизни оказали влияние на профессиональный путь испанского художника. Жауме Паленса получил образование в Школе прикладного искусства Лотья и Королевской академии изящных искусств Сант-Жорди, при которой находится музей с богатейшей коллекцией каталонской и испанской скульптуры, живописи и графики Мариано Фортуни, Антонио Гауди, Пабло Пикассо и других мастеров. Вовсе не удивительно, что молодой художник с такой легкостью отправился покорять мир. Во многих интервью журналисты часто спрашивали Жауме: что помогло ему стать известным? На этот вопрос он всегда отвечал примерно одинаково: «Искусство является следствием личностного роста художника. Если его нет, то нужно что-то «чинить» в себе. Самосовершенствование внутренней личности – основная проблема всех творческих людей. Как только она решается, сразу появляется возможность стать успешным».


Для художника знаковой скульптурой стал фонтан в Чикаго, установленный в 2004 году в Миллениум-парке. 


«Наверное, каждый в жизни должен воплотить свою мечту в реальность и посвятить это другим людям» - так он прокомментировал свой легендарный шедевр. 


Жауме Пленса


Это был разговор двух лиц, выдувающих воду изо рта. На самом деле, в данной скульптуре отразились одни их самых старых традиций культуры художника. Этот фонтан в некотором роде стал данью истории детства скульптора. Его создание поистине уникально: 4 года работы, применение высоких технологий, 1000 фотографий лиц чикагцев. Маэстро не раз признавался, что особой любви к воде у него никогда не было. Несмотря на то, что Паленса родился неподалеку от Средиземного моря, он не умел плавать. Долгое время мать скульптора пыталась научить Жауме держаться на воде, но все ее попытки оказались тщетными. Уже в сознательном возрасте друзья художника смогли привить ему эту страсть в водах Мертвого моря. С этого момента он и начал вводить в свое творчество воду, любую жидкость и звуки, которые она может издавать.


Только осенью 2019 года знаменитый испанский скульптор показал свои работы в Москве. В этот раз Жауме Пленса привез 20 ключевых произведений из своей последней выставки в MACBA и выстроил из них выставку-путешествие под кураторством директора музея в Барселоне — Феррана Баренблита. В Московском музее современного искусства ( ММОМА ) были представлены скульптуры и инсталляции, созданные автором за последние 30 лет его творчества. Вместе с последними работами Жауме были представлены и ретроспективы 80-х и 90-х годов. Такое решение было принято организаторами выставки для того, чтобы посетители могли лучше понять основу творчества испанского художника, прочувствовать весь путь скульптура. 


Жауме Пленса


В своем творчестве автор исследует вопросы бытия: его физической и духовной сущности, связи настоящего и прошлого, взаимоотношений человека и природы. Он стремится заполнить пространство не физически – определенными телами и материалами, а энергетически, создавая собственную «музыку». Каждый символ имеет свое значение, например, любая слепленная или нарисованная рука означает, что у каждого человека свой звук и вибрации, которые окружающие могут и не слышать. Еще одной отличительной особенностью творчества Пленса является то, что глаза у большинства скульптур закрыты. Таким образом он подчеркивает внутренний мир зрителей, дает им возможно заглянуть в свое сознание и изучить себя. 


«Человек состоит из удивительных скрытых вещей, которые, скорее всего, даже никогда не выходят наружу», - объясняет сам художник.


Основное отличие московской экспозиции Пленса от той, что была представлена в MACBA — в появлении новых смыслов и диалогов. На этот раз скульптор решил рассказать посетителям выставки, что люди во всем мире очень схожи и одинаково восприимчивы к искусству. 


«Я всегда чувствовал себя как дома, даже в самых далеких странах и на неизведанных землях. Это не потому, что я особенный, дело только в том, что все люди на Земле очень похожи: отношение к вещам, материальные желания, способы общения и передачи энергетики друг другу».



Софья Габрилян

Фотоматериалы взяты с официального сайта Жауме Пленса.




 

Рекомендуем

Не следовать традициям. Конни Уиллис
Джейн Остин – загадка британской литературы
Вера холодная: «Тернистой славы путь»
Карл Фаберже: славное начало и бесславная кончина
Великолепная свадьба. От королевы Виктории до принцессы Беатрис
Владимир Спиваков: «Быть представителем русской культуры - это миссия»
Джан Паоло Барбьери — «Мода и вымысел»
История одного сумасшествия («Джокер» реж. Тодд Филлипс)
Любовь Полищук – актриса с несоветским лицом
Марк Рудинштейн – персона нон грата