Партнеры Живи добром

Ошибка выжившего ("Дело Собчака" реж. Вера Кричевская)


"Дело Собчака"


«Дело Собчака» – третий документальный фильм в карьере режиссёра Веры Кричевской, ставший важным событием фестиваля «Кинотавр» в этом году.

Если бы всё происходило 20 лет назад, «Дело Собчака» показывали по телевидению в прайм-тайм, потому что это не документальное кино в фестивальном смысле — как художественный жанр, где жизнь дана in vitro и весь гений автора в том, чтобы показать пьесу, которую наблюдает она сам, а другие не замечают.

«Дело» — добротный телевизионный продукт и это качество его ничуть не оскорбляет. Чего стоят только крупные планы в интервью и разрезание экрана на три части, чтобы зритель мог видеть как в панорамном видео всех действующих лиц одновременно: и выступающих на трибуне, и участников митингов. Здесь ёмкая графика, безупречный свет (особенно с учётом того, что многие из тех, кто дают в этом фильме интервью, в телевизионные студии не ездят). Осветитель и оператор работали в чужих кабинетах, но работали красиво, настоящий, не по тэвэшному, а по киношному сделанный кадр.

В «Деле Собчака» много телевизионных новостей, газетных заголовков, документов и мнений очевидцев. Драйвовость картины, конечно, в истории перестройки и постперестроечных девяностых. В последние 15 лет в России, наверное, не было такого большого разговора ни о 1991, ни о выборах президента в 1996 году. На кадрах хроники говорят люди из толпы, петербуржцы в 1991, 1993, говорят народные депутаты съезда 1989, Борис Ельцин и Борис Немцов. И Анатолий Собчак. 

В фильме очень много интервью с теми, кто сейчас их почти не даёт. Там разговаривает не только Путин, но и Чубайс, Кержаков, Юмашев. Люди из новостной повестки двадцатилетней давности. А ещё Медведев, Кудрин и Золотов. Ключевые люди, главные действующие лица тех событий, в этот раз (может быть, единственный) рассказывают, как всё происходило. Если бы кто-то ещё, кроме Собчак и Кричевской, решился спросить у них о девяностых, они бы, может быть, тоже ответили.

Удивительно, но несмотря на прямоту вопросов и жёсткость темы ни один из спикеров не теряет лица и не выглядит так, как не хотелось бы выглядеть публичному человеку. Обойтись  по-человечески с теми, с кем хочется спорить и совсем не хочется говорить, задать все вопросы, оставаясь хорошим журналистам, но позволить людям сохранить лицо — это задача, с которой авторы справились. 

«Дело Собчака» — вторая биографическая картина, которую сняла Вера Кричевская. Первая была «Слишком свободный человек» о Борисе Немцове. Кричевская не выбирает истории успеха, она выбирает драмы одарённых людей в неудачных обстоятельствах. Механизм провала и слома интереснее для Кричевской, чем сценарий безоговорочной победы. Впрочем, как замечает один из экспертов фильма, на самом деле нет ничего страшного в том, чтобы проиграть выборы. Напротив, сегодня выиграть, а завтра проиграть — это нормально, так и меняется власть. Хотя во время кадров с новогодним обращением Бориса Ельцина накануне  2000 года, в зрительном зале раздаётся смех. Человек, отказавшийся от власти в нашей стране — это по-прежнему смешно, и кажется, жалко.

Говоря про сегодня, режиссёр и автор идеи старались не играть роль капитана очевидность. Про сегодня в фильме все молчат. Потому что нечего спрашивать, история, о которой идёт речь, завершилась в 2000 году смертью Анатолия Собчака,  а после – началась совсем другая и она пока не закончилась.

Фильм заявлен как политический детектив. И на главный вопрос: почему Ельцин выбрал Путина, картина действительно отвечает.


"Дело Собчака"


Ксения Демакова



 

Рекомендуем

Конец прекрасной эпохи («В ожидании варваров», реж. Сиро Герра)
XXXIX ММКФ. "Преисподняя" Фенара Ахмада, "Купи меня" Вадима Перельмана
Татьяна Догилева. Света из «Покровских ворот»
На старт! Внимание! Конкурс!
За что сожгли Джордано Бруно?
Диего Веласкес: «Никто кроме…»
Кинопоказ Вахтанговского «Дяди Вани» с США
Выставка Узор. Форма. Материал
Нацизм есть товар на вынос. "Сад Ильзы" на фестивале Solo
Что? Где? Когда? Главные развлечения недели