Партнеры Живи добром

"Иногда приходится быть высокомерной стервой, чтоб выжить…". "Долорес Клейборн" на фестивале Solo


«Долорес Клэйборн» - один из уникальных моноспектаклей от Коляда-Театра, представленных в Москве в рамках международного театрального фестиваля «Solo». Психологический триллер Стивена Кинга о простой женщине с непростой судьбой впервые нашёл своё сценическое воплощение в России.

Маленькое пространство зала «На страстном» все 100 минут спектакля было окутано тьмой, из которой периодически возникали символичные предметы: бумажные птицы, подвязанные на верёвочках, круг от прожектора, напоминавший луну, небольшое полотно из газетных страниц, которое превращается в бездонный колодец, лестница, бельевая верёвка в чёрном углу. Считается, что такое количество декораций на сцене в рамках моножанра перекрывают игру актёра, но только не в этой пьесе. Нужно отдать должное режиссёру Александру Сысоеву, всё музыкальные и визуальные эффекты помогают зрителю не только понять, но и увидеть, каково это жить на краю пропасти вдали от счастья и свободы.

Абсолютно адекватна пространству была исполнительница главной роли Вера Цвиткис: хрупкая, в черном платье, бледное лицо, большие глаза, огненно-рыжие волосы. Постепенно «рисуя» белой верёвкой в тёмном углу дом, она медленно и сурово, с поразительно открытостью рассказывает историю убийства собственного мужа. Долорес не хвастается, не оправдывается, не пугает, а просто исповедуется.


"Долорес Клейборн"


Её жизнь - тяжелый труд, несчастливый брак, побои и нищета, страдания и унижения, боль и страх за своего ребенка. Но автор показывает, что не только бедным достаются испытания судьбы. Тяжёлый выбор приходится делать каждому. Работодательница Долорес – капризная Вера Донован проходит в свое время тот же путь унижений и страданий. И в минуту отчаяния главной героини Вера не только не увольняет свою работницу, но и поддерживает ее – настолько, насколько возможна поддержка между двумя женщинами, разделенными социальным положением и своим собственным горем. «Иногда приходится быть высокомерной стервой, чтоб выжить. Иногда женщина только тем и держится, что она стерва» - говорит Вера, укрепляя тем самым решение Долорес убить мужа. 

Игра Веры Цвиткис завораживает и не отпускает до самого конца. Её перевоплощения в других персонажей романа были практически незаметны, а в сценах ужаса на помощь приходило очень удачно подобранное световое решение: на фоне полотна из газет, тень главной героини передавала все кошмары Долорес. Залезая на лестницу, актриса будто повисала в воздухе. Свет падал только на её бледное лицо, а всё остальное тонуло во тьме. Казалось, что страхи, преследующие женщину, вот-вот ворвутся в реальную жизнь, и уже не только она, но и весь зал будет убегать и прятаться от «мусорных кроликов».


"Долорес Клейборн"


Нужно отметить, что этот спектакль-исповедь намного ближе к первоисточнику, нежели голливудская киноверсия 1995 года с Кэти Бейтс в главной роли. Роман написан от первого лица и думается, что произведения такого формата созданы Кингом именно для театральных постановок.

Перед началом спектакля художественный руководитель театра Николай Коляда заверил зрителей, что несмотря на специфику жанра, данная постановка имеет большой успех у публики и постоянно собирает аншлаги.  Это неудивительно, ведь каторжная и несправедливая жизнь Долорес, подробно описанная в романе, хорошо известна каждой второй женщине. Её история вызывает сочувствие, а убийство – оправдание. Но автор не выносит приговор, а напоминает, что «вся жизнь человеческая состоит из того, чтобы делать выбор, да вовремя уплачивать по счетам...».    


Марина Чурсинова



 

Рекомендуем

Кино. После "Глобусов", накануне "Оскара"
Что? Где? Когда? Культурные события июня
Надежда Румянцева: Чарли Чаплин в юбке
Классика в моде: от античности до наших дней
Цвет, свет и запах: испанский импрессионизм через призму органов чувств
Премьера оперы «Кармен» Жоржа Бизе
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
Нострадамус – божественный дар или точный расчет?
В публичном доступе («Коммивояжер» реж. Асгар Фархади)
Библионочь. Магия книги - #ЯркаяЖизньРГБМ