Партнеры Живи добром

Мендельсон. Моцарт девятнадцатого столетия


Имя Мендельсона тесно связано с идеалами классицизма, на которые он строго (и больше, чем его современники-музыканты) ориентировался. Гармоничные,  талантливые музыкальные произведения обеспечили этому композитору, пианисту и дирижеру бессмертную славу – сегодня даже человек далекий от музыки сможет вспомнить как звучит знаменитый «Марш Мендельсона». С чего же начался его творческий путь и через какие тернии пролегало восхождение к вершинам музыкального Олимпа?


ЯкобиЛюдвиг Феликс Мендельсон


На самом деле, большое будущее Мендельсона не развилось вопреки обстоятельствам, как это часто происходило в биографии иных гениев. Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди родился 3 февраля 1809-го года в богатой и уважаемой семье. Его отец – Авраам Мендельсон – слыл талантливым и успешным банкиром, а дед – Мозес Мендельсон – и вовсе снискал известность как философ. Именно он основал знаменитое движение «еврейского Просвещения». Кстати, семейство Мендельсон, по происхождению еврейское, вскоре после рождения будущего гения приняли лютеранство и взяли вторую фамилию – Бартольди. 


Сама атмосфера дома Мендельсонов с частыми путешествиями, посещением самых выдающихся людей века, салоном, устроенным его родителями, обширной библиотекой и, конечно, серьезным воспитанием (в том числе и музыкальным), способствовала тому, что юный Феликс еще с младых лет смог проявлять зачатки таланта. Молодой человек стал развиваться как дирижер, композитор, органист и, конечно, пианист – например: уже в 1825-м году он создает первый шедевр – струнный Октет. 


Женился Мендельсон достаточно рано – в 1837-м году. Его избранницей стала Сесилия Жанрено, с которой композитор познакомился во время визита во Франкфурт. 


У супружеской пары было пятеро детей. В течение всей жизни Мендельсон много путешествовал пока, наконец, не обосновался в Лейпциге – месте, с которым впоследствии будут плотно связаны все его профессиональные достижения. Именно здесь в 1843-м году он и основал Лейпцигскую консерваторию, которую возглавил. Поскольку мэтр и сам ориентировался на классические образцы, вся Лейпцигская школа также считается ориентированной на идеалы классицизма и восемнадцатого века. 


ЯкобиЛюдвиг Феликс Мендельсон


Вне всякого сомнения, творения Мендельсона отличал собственный стиль – полный роскошной гармонии, в чем-то сдержанный, изысканный, избегающий неоправданной экспрессии. Мастер всегда стремился попробовать свой талант в различных музыкальных направлениях, продолжая реализовывать себя как дирижер, исполняя сочинения Баха и Генделя, сочиняя великолепную «театральную» музыку («Антигона», «Сон в Летнюю ночь»), работая над сочинениями для фортепиано, пианино, органа…


Его авторитет в мире музыки был незыблемым – к Мендельсону шли за советом, молодые музыканты алкали его помощи, а его высказывания о новинках и свежих композициях принимались как истина в первой инстанции. Моцарт девятнадцатого столетия – именно так писал о Мендельсоне немецкий композитор Роберт Шуман. 


Мендельсон всегда был привязан к своей семье, особенно любил он старшую сестру Фанни, которая также отличалась большим талантом в области музыки, была певицей, пианисткой, сочиняла композиции. 14 мая 1847-го года Фанни выступала с традиционным воскресным концертом, во время которого неожиданно скончалась от апоплексического удара. Потрясенный Мендельсон впал в тяжелейшую депрессию. 28 октября 1847-го года мастер переживает инсульт, а 3-го ноября того же года – еще один. 


4 ноября 1847-го года Мендельсон скончался в доме на Goldschmidtstraße 12. Сегодня в этом здании располагается музей его имени. 



Виктория Козлова



 

Рекомендуем

Супергерой из трущоб («Снега больше не будет», реж. Малгожата Шумовска)
«Красная Шапочка» по-французски
Искусство гравюры Василия Матэ
Палех. Мир в миниатюре
BACKSTAGE MERCEDES-BENZ FASHION WEEK RUSSIA 2013
Миша Мищенко. Новая искренность звука
Уиллем Дефо. Просто парень из Висконсина
Молчать нельзя говорить ("По воле божьей" реж. Франсуа Озон)
Русские музы XX века
Лекция. Документ и магическое в кинематографе Андрея Тарковского: формулы реальности