Партнеры Живи добром

Тернистый путь Ференца Листа к славе


В 1824 году в Париже состоялся дебют Ференца Листа в Париже. В концерте участвовал оркестр Итальянской оперы и певица Джудитта Паста. Дебют прошел восхитительно. Публика очень благосклонно приняла молодого музыканта. Но путь к этому дебюту был тяжелым и напряженным. Он сопровождался падениями и разочарованиями. Ференц (Франц, Франциск – имя данное ему при крещении) Лист родился 22 октября 1811 года в Венгрии в селении Доборьян (западная Венгрия), которого уже не найти на карте. Официально Доборьян было переименовано в Райдинг, хотя местные жители продолжали называть свое родное село Доборьяном. 

Грамотность была в этом селении явлением редким. Даже одноклассной школы здесь не было. Адам Лист (отец знаменитого композитора) переехал сюда в 1808 году. Листы являются потомками венгерских крестьян. Первым в роду музыкантом был дед Ференца – Дьердь. Он хорошо играл на скрипке и органе, немного знал об искусстве дирижирования, но у него было 27 детей, материальное положение не позволило ни в себе дальше развивать музыкальные способности, ни детям дать музыкальное образование. Сын его – Адам, также был музыкально-одарен, несмотря на материальные сложности все-таки смог выучиться играть на виолончели, скрипке, клавесине, гитаре, но концертирующим музыкантом стать не смог.

Ференц Лист

На службе у князя Николая Эстергази Адам все надеялся на то, что будет зачислен в штат его капеллы, но князь об этом и не думал. Вместо этого послал строптивого Адама в Райдинг смотрителем овчарни. Сложно передать того разочарования, которое постигло Адама. И не было бы в его жизни просветления, если бы не вдруг нахлынувшая любовь к дочери австрийского булочника – Анне Лагер (в будущем – мать Ференца Листа). Эта любовь привела к счастливому союзу двух любящих друг друга людей. Венчание состоялось в 1810 году. Анна в течение всей супружеской жизни проявляла себя как добрая, верная жена и замечательная хозяйка. 

Увлеченные мыслью о том, что первому ребенку просто необходимо дать музыкальное образование, Листы не стали тратить приданное, а отложили его на будущее, и продолжали по возможности подкладывать к этой сумме деньги. 

Мальчик не заставил себя долго ждать. Ференц Лист появился на свет уже через год. 

«Конечно, это будет мальчик и, непременно, музыкант. По небу уже третью ночь летит среди звезд комета. Быть может, правы доборьянские старожилы, что это к чуду. А рождение человеческого существа – разве не чудо?» - говорил Адам Лист в ожидании ребенка.

Мальчик родился очень слабым. Родители день и ночь хлопотали возле его колыбели. Забота родителей и свежий воздух родных степей поправляют здоровье ребенка. К шести годам малыш совсем окреп. Тогда же Ференца начинают учить музыке. Его отец пришел в восторг, когда понял, насколько одарен его сын, и насколько идеален его слух. Адам передает Ференцу все, что сам знает о музыке. Ференц это быстро перенимает и прогрессирует с невероятной скоростью.

И если музыкальное образование Ференц получил, то основное образование получать было негде. Занятия по правописанию, грамматике и арифметике проводил местный священник, но у него самого знания были настолько скудны, что обучение длилось меньше года, а ученики оставались недоученными. К счастью, Ференц был сам по себе очень увлечен музыкой и литературой, биографией композиторов, писателей и поэтов. Он интересовался сказками и легендами. Это было хоть и неполное образование, но все же его ум был постоянно занят и он много размышлял.

Богом для мальчика был Бетховен, его портрет висел над спинетом (разновидность клавесина). С детства Ференц мечтал стать таким же талантливым и знаменитым, как Бетховен.

Первые дебюты Ференца не были грандиозными, поскольку его отец не хотел, чтобы ребенок с раннего возраста чувствовал свою исключительность и внимание толпы. В 1849 году Ференц играл в салонах Эйзенштадта и Бадена, где его хорошо принимали и поощряли в нем музыкальные способности. Этот венгерский мальчик, которому вскоре было приписано имя Франц (аналог имени Ференц) не говорил по-венгерски, его учили только немецкому языку. Когда в артистическую комнату перед концертом пришли поклонники, он  не смог с ними общаться. 

Это все было объяснимо, ведь Венгрия в то время находилась под покровительством немцев. Венгерские чиновники ввели в обиход немецкий язык, и венгры стали забывать родной венгерский. Именно по этой причине, Ференца крестили Францем. На большой эстраде Ференц впервые выступил в 1820 году – в октябре он выступил в Шопроне, а в ноябре в Братиславе. Публика его хорошо встретила и хорошо проводила, а после концерта в Братиславе, в  братиславской газете появились слова: «все могут ожидать от мальчика великолепных успехов в недалеком будущем». Тогда же Ференцу была назначена небольшая стипендия, всего 400 форинтов в год, что оказалось слишком маленькой суммой в сравнении с тем, сколько денег уходило на музыкальное образование.

Было решено ехать в Вену, но Адаму не удалось ни перевестись туда на работу, ни уехать в оплачиваемый отпуск. Дали разрешение лишь на неоплачиваемый отъезд. Поскольку денег недостаточно Адам принимается распродавать личные вещи своей семьи. Односельчане охотно все скупают, потому что знают, какова настоящая цель распродажи – отправить их всеобщего любимца в Вену, чтобы развивать музыкальный талант.

Вскоре у Листов появляется возможность ехать в Вену, и они прощаются с Доборьяном. Ференц нескоро сюда вернется, но музыка родного края сыграет важную  роль в музыке Ференца. В Вене Ференц сразу же становится учеником Карла Черни, который учился у самого Бетховена. Карл становится не только первым учителем Ференца, но и хорошим другом.

Интересно то, что с самого начала Карл Черни не разглядел в Ференце феноменального таланта. Он признал, что ребенок безусловно одарен, но его удивила его музыкальная неграмотность и отсутствие индивидуальности в исполнении, которое свойственно талантливым музыкантам. Тем не менее, через двенадцать дней (как было обусловлено), Черни отказался от гонорара за свою работу, который должен был быть внесен за занятия с Ференцом, обусловив этот отказ тем, что увидел, насколько мальчик одарен.

Ференц много занимался. Однообразные занятия ему наскучили, но он все равно каждый день с новой силой и легкостью брал новые рубежи. Вскоре, он наконец знакомится с Веной, городом, который был полон музыки. Она была везде: в театрах, в гостиных меценатов,  а больше всего ее было на улице. Помимо театров и опер, Ференц много внимания уделяет народной музыке разных народов, а особенно ему по душе цыганские мотивы, ярко напоминающие ему родное селенье, куда часто заезжали цыгане.

Вскоре Ференц становится учеником у бывшего соперника Моцарта – Антонио Сальери. К тому времени, Сальери был уже стариком. Он занимался с Ференцом бесплатно, также удивленный невероятными способностями ребенка, и огорченный тем, в каких ужасных материальных условиях он развивается. Деньги у Листов вскоре заканчиваются. Адам так и не получил перевода на работу в Вене, а просьбы о помощи в адрес богатых людей оказались без ответа. Листы думают, что уже необходимо зарабатывать концертами.

1 декабря 1822 года Ференц Лист выступил с большой концертной программой. Его сразу же заметили и полюбили. Ему дали прозвище «маленький Геркулес». В лейпцигской газете тогда появились слова: «Среди нас живет бог!»


Ференц Лист


Адам Лист был в восторге в отличии от сына, которого не прельщали богатые приемы, многообразие разряженных дам и кавалеров. Он мечтал об одном – он хотел сыграть для самого Бетховена. Это была сложная задача, ведь Бетховен к тому времени был уже стар, и почти совсем оглох. Он жил в уединении, но больше всего его расстраивали не старость и состояние здоровья, а то, что его почти не играли. В моду тогда вошли итальянцы.

Тем не менее, Листы находят того, кто может им помочь. Музыкант Шиндлер, дружный с Бетховеном, неоднократно упоминал ему о вундеркинде. Однако Бетховен не пошел на уговоры Шиндлера, так как терпеть не мог вундеркиндов. Ференцу Листу пришлось лично прийти к Бетховену и уговорить его прийти на свой концерт. Бетховен был непреклонен. 

Ференц не ожидал его увидеть на концерте, поэтому сложно передать оживление, напавшее на Ференца, когда он увидел входящего в зал Бетховена. Ференц тогда играл настолько хорошо, что сам Бетховен поднялся на сцену и поцеловал мальчика в лоб. Тогда Бетховен вспомнил о том, как сам в шестнадцатилетнем возрасте играл перед Моцартом. Теперь на сцене он как будто передал историчесую музыкальную эстафету Ференцу Листу.

Адам Лист решает, что пора везти Ференца в Париж. Но перед этим, они ненадолго заезжают в Пешт (тогда Буда и Пешт были еще отдельными городами), где Ференц воодушевленный игрой перед соотечественниками дает не один (как изначально предполагалось), а три концерта и всегда с аншлагом. После они заезжают с концертом в Братиславу, затем отправляются в Париж. Ференц Лист приехал в Париж зимой 1823 года. Несмотря на классовые противоречия, Париж оставался городом искусства, признание которого просто необходимо композитору. В первую очередь, Ференц хотел пойти учиться в Парижскую консерваторию. На следующий же день после приезда 12 декабря 1823 года, Ференц Лист с отцом отправляются к Луиджи Керубини – директору консерватории. Тот остался непреклонен в своем решении не брать Ференца в консерваторию, ссылаясь на то, что не имеет права принимать иностранцев. 

Отец умолял директора и показывал ему многочисленные рекомендательные письма, но Керубини был холоден и непреклонен. Из консерватории Листы выходили подавленные. Ференц почти плакал, настолько сильна была нанесенная ему тогда обида. Его нелюбовь к консерваториям зародилась именно тогда.

Но горевать было некогда, нужно было уже заявить о себе в музыкальном сообществе Парижа. Энергичный Адам Лист снял для семьи просторную квартиру в центре города, ведь презентабельность просто необходима музыкальному гению, добыл инструменты и начал хлопотать об устройстве выступлений сына. Это дело оказалось несложным, ведь молва уже разнесла слухи о вундеркинде. Уже через пару недель Ференц Лист играл во дворце герцогини Берриской, а вскоре ему довелось сыграть и для герцога Орлеанского (будущего короля Франции Луи-Филиппа), который пришел в такой восторг, что пообещал молодому композитору все, чего тот пожелает. Он же напрямую содействовал устройству концерта Ференца Листа в Итальянском оперном театре. 

В этом концерте помимо Ференца Листа еще участвовала певица Джудитта Паста, а аккомпанировал один из самых лучших в Париже оркестров – оркестр Итальянской оперы. Тогда произошел забавный случай. Во время сольного раздела Ференца Листа остальные музыканты настолько увлеклись его великолепной игрой, что забыли вступить вовремя, что привело к появлению в печати таких слов: «Орфей зачаровывал зверей в лесу и заставлял двигаться камни; маленький Лист так потряс оркестр, что тот онемел».

Тогда к Ференцу пришла настоящая слава. Но его отец не был ослеплен такой благосклонностью парижской публики. Он знал, что без упорного каждодневного труда даже самый яркий талант может погаснуть. Тогда Ференц начал заниматься еще упорнее. Композитор и капельмейстер Итальянской оперы Паэр преподавал ему инструментовку, а профессор Парижской консерватории Рейха – гармонию и контрапункт. Также ежедневно отец сам наблюдал за упражнениями сына и направлял в Вену к Черни свои замечания и комментарии, в ответ на что получал необходимые указания для Ференца.

В композиторском искусстве Ференц делает феноменальные успехи. Его учитель – Паэр заказывает ему оперу. Ференц принимается за дело. К эту времени, у него за плечами уже три рондо, фантазии, вариации, экспромт. Вместе с Паэром Ференц работает над оперой. Пришлось на некоторое время прерваться – съездить к друзьям семьи в Лондон, где его приняли невероятно благосклонно, там он также дал несколько концертов. Написанную оперу к постановке приняла дирекция Гранд-Опера. Сюжет был не очень удачным, но музыка, написанная Листом и Паэром, заставила продержаться оперу на сцене три вечера, после чего она была снята с показа. Овации после премьеры были грандиозны, но Ференц чувствовал, что они относятся не к самой опере, а к вундеркинду, который ее написал. Это его огорчало. А то, что оперу вообще сняли с показа, глубоко расстроило молодого композитора. 

Еще более его начало расстраивать собственное положение артиста. Ференц замечает, что у артистов положение между слугами и гостями: когда он приходит в дом какого-нибудь аристократа, он входит через боковую дверь и весь вечер сидит среди инструментов. После выступления выслушивает похвалы хозяина дома и уходит также через боковую дверь. 

Это очень возмущало ребенка. Ему не хотелось быть служащим на богачей. Он понимает, что его талант не может принести ему положения в обществе, не может сделать его членом этого общества, а помогает лишь обслуживать его своей игрой. Тогда же его пугает то невежество, среди которого он вращается. Однажды один знаменитый скрипач заговорил с Ференцом о том, как любит Бетховена и попросил сыграть что-нибудь из его репертуара. Ференц решил подшутить над скрипачом и сыграл композицию собственного сочинения. Скрипач же слушал с показным вниманием, а после исполнения поблагодарил Ференца, так и не узнав, что это была композиция вовсе не сочинения Бетховена.

Ференц Лист тогда впал в отчаяние и начал много читать. Больше всего, в тот период он читал Шатобриана, который критиковал прогрессивных мыслителей и просветителей, говорил, что лишь христианство спасет душу, оно – единственно важная ценность, и только любовь и вера во Христа важны для человека.

На фоне своих переживаний Ференц Лист задумывается над этими словами. Однажды, он даже объявил отцу свое намерение уйти в служители церкви. На что отец, ошарашенный таким заявлением, безапелляционно объявил, что Ференц принадлежит искусству. После чего вынес из комнаты сына всю религиозную литературу. 

Но Ференц Лист не перестал преследовать эту мысль, покупая и читая книги тайком. Такое напряжение привело к сильному переутомлению. Однажды, Адам Лист нашел сына в обмороке возле рояля. Врачи диагностировали нервный срыв и переутомление. Листы отправляются на морское лечение, где Ференц набирается здоровья. Но вскоре, на него нападает новое отчаяние – умер его отец. С этой смертью Ференц потерял не только отца, но и наставника, антрепренера. С этого момента он решает уйти с музыкальной арены в учителя. Ученики нашлись сразу и обеспечили ему занятость с восьми утра до десяти вечера.


Ференц Лист


Одной из учениц Ференца Листа была Каролина Сен-Крик. Взаимная влюбленность возникла с первого же урока. Помимо музыки влюбленные говорили о поэзии. Это были не просто занятия, а часы духовного единения. Мать каролины – Графиня Сен Крик поощряла эти чувства, потому что видела, как молодые люди счастливы в общении друг с другом. 

 Но вскоре она умерла, и ее смерть стала роковой для любви Ференца и Каролины. Граф Сен-Крик вскоре прекратил эти уроки музыки, честно признавшись Ференцу, что эта влюбленность развиваться не должна, ведь Каролина должна стать графиней д’Артиго. Ференц не злился. Почтение, честность и достоинство, с которыми говорил граф снова заставляют Ференца почувствовать себя лишним в обществе. Эта печаль снова заставляет его бежать в религию. Ночью Ференц Лист пришел в квартиру своего духовника – аббата Бардена. Тот понял, что желание податься в церковь у молодого человека временное и еще раз напомнил ему слова отца, о том, что Ференц принадлежит миру искусства. 

На некоторое время Ференц пытается уйти в уединение, но ему не удается это сделать, ведь музыкант кормит себя либо уроками, либо выступлениями. С таким настроем, он дает концерт в ноябре 1828 года в консерватории. Тогда он играл Пятый концерт для фортепиано Бетховена. Слушатели заметили, что игра музыканты была мрачной. После этого выступления, Лист на некоторое время оставляет сцену и снова запирается в уединении. Это привело к тому, что пошли слухи о его смерти, а газета «Этуаль» даже напечатала некролог.

В этот сложный для Ференца период, ему ничто не могло помочь, кроме литературы. Но здесь уже не Шатобриан, а писатели французского Возрождений – Монтень, Паскаль, Руссо, а также французского романтизма – Виктор Гюго. Литература возвращает Ференца Листа к жизни, тогда он снова начинает давать уроки. Но этого недостаточно. По-настоящему излечило Ференца лишь восстание Парижа 26 июля 1830 года. Тогда пробудились в нем революционные порывы, желание быть ближе к народу. Тогда он пишет Революционную симфонию. И снова он чувствует себя участником жизни, которая кипит вокруг, и снова он музыкант.

Несмотря на политические и классовые проблемы, разрывающие Париж, это все еще столица всего мирового искусства. Большую популярность набирает романтизм, к которому также склонен становится и Лист. В этот же период он сдружился с Шопеном. Они часто давали концерты вместе, проводили вечерние беседы. Лист снова берется за упражнения, оттачивая свою технику и мастерство. Теперь в его игре явно слышен протест. Он становится увлечен сенсимонистами, проповедниками утопического социализма, и также, как и они, мечтает об обществе, построенном на таких китах, как разум и добрая воля.

В технике он вносит революционные изменения. Он выдает целые пассажи не связанных родством звуков, насильственно объединенных педалью, которую музыкальные учителя советовали использовать по минимуму. Также Лист ввел в обиход использование крайних регистров, что было до него неслыханно. Он находит способы охвата большего интервала клавиш, что дает ему возможность сочетать большее количество звуков. Он также формирует собственную методику музыкального преподавания, которая получила большое распространение в конце XIX века. Эта методика дает новую установку, музыканты всего мира видят, как Ференц Лист открывает новые огромные музыкальные возможности там, где, казалось, все уже было открыто. Широта и глубина его музыкального взгляда поражала. Его уроки становятся более дорогостоящими.

Зимой 1833 года Ференц Лист знакомится с графиней Мари д’Агу – замужней женщиной с тремя детьми, которая полностью завладела страстью Ференца Листа. Для нее он писал произведения и играл концерты. Историки до сих пор спорят о том, была ли Мари добродетельна и добра или же она была светской хищницей. В итоге Мари д’Агу бросает семью и детей и, порицаемая обществом, уезжает с Ференцом Листом в долгое путешествие, во время которого Ференц Лист много сочиняет и учит. О своем новообретенном вдохновении он писал всем друзьям. Мари помогала ему во всем. Они были счастливы. Четырехлетнее путешествие по Европе открыло Ференцу Листу новые горизонты. С его искусством знакомятся самые разные города и страны, а он снова находит вдохновение и творит еще больше. В Женеве Лист написал несколько критических статей о положении артиста в буржуазном обществе, критикуя то, что музыкальное образование не является общедоступным. 

В 1837 году Мари и Ференц возвращаются в Париж, где их встречают холодно. Причин тому две. Во-первых, общество было все еще возмущено тем, что Мари бросила семью, а во-вторых, в Париже появился новый блестящий пианист – Сигизмунд Тальберг, которого парижане противопоставляли Ференцу. Многие музыковеды открыто писали Ференцу о том, что его стиль устарел, Парижу нужен Тальберг. Но все изменилось на благотворительном вечере княгини Бельджойзо, где играл и Лист и Тальберг. После того концерта по всему Парижу разнесся афоризм «Среди пианистов Тальберг – первый, но Лист - единственный».

В союзе с Мари д’Агу появилось на свет три ребенка: Бландина (будущая жена французского политика Эмиля Оливье), Козима (состояла в супружестве с пианистом Гансом Бюловом, позже вышла замуж за Рихарда Вагнера), сын Даниэль (умер от туберкулеза в возрасте двадцати лет). Отношения с Мари начали разлаживаться тогда, когда все двери домов высшего общества закрыли перед ней свои двери. Эта история похожа на историю Анны Карениной. Она также оставалась одна, когда Ференца Листа приглашали на званые вечера. Оставаясь дома по вечерам в одиночестве, ей было невыносимо думать, что их общее счастье приносит неудобства только ей. Такой острый конфликт привел к разрыву отношений. 

После этого Ференцу Листу оказывало внимание множество знатных особ, но ни в одной из них не было того, что он нашел в двадцативосьмилетней Каролине Витгенштейн во время своего пребывания в Киеве. Вышедшая замуж в 17 лет не по любви, она во что бы то ни было решает добиться развода и обрести счастье с Ференцом. Они вместе в 1848 году обосновываются в Веймаре. Сначала Ференц пытался получить какой-нибудь пост на родине, но музыкальность Венгрии тогда не была развита и не нуждалась в Ференце Листе. Именно поэтому для дальнейшей жизни он выбрал немецкий городок Веймар, куда он уже приезжал с выступлениями, и где для него было место. Ему сразу же предложили место главного дирижера Веймарского придворного театра. Несмотря на недостаточный музыкальный уровень горожан, Лист принимает это предложение, а также возобновляет свои уроки.

Как оказалось позднее, театр был совершенно неразвитый. Хористы пели невпопад, в оркестре сидели всего 35 человек, а танцевальная труппа состояла из двух танцовщиц и двух танцоров. Но за три года под руководством Ференца Листа театр преобразился, расширился, а в репертуаре появились новые, более интересные и серьезные постановки. Здесь были поставлены такие шедевры как «Золото Рейна», «Кольцо Нибелунга», «Тристан и Изольда». Тем не менее, Веймар противился высокому искусству. Знати и простым горожанам хотелось видеть на сцене гадалок и мистические представления, что подтверждало мнение Ференца Листа о том, как невежественно это общество. У него появлялись недоброжелатели. После того, как 17 августа 1861 года заговорщики освистали одну из постановок, Ференц Лист ушел из театра и больше в него не возвратился.

В Веймаре Лист много творил, вдохновленный тем домашним очагом, который создала для него Каролина. В этом доме ему было действительно хорошо. Он был огорчен, уезжая из него. Здесь он расширил свой жанровый диапазон. Он не охватил только оперу и камерно-инструментальный ансамбль. В 1855 году он написал Гранскую мессу, в 1860 году набрасывает первые эскизы оратории «Святая Елизавета».


Ференц Лист


После Веймара Ференц и Каролина приезжают в Рим, где на второй день после приезда они должны обвенчаться, после того как через четырнадцать лет папа наконец одобрил развод и дал благословение на этот брак. Однако вечером дня предшествующего церемонии, Каролина получает сообщение о том, что ее развод снова откладывается. Она восприняла это как знак того, что ей не обрести счастье на земле. Каролина закрывается в комнате и посвящает себя богословию.

Через четыре года умирает князь Витгенштейн. Каролина оказывается свободной для нового брака, но после стольких лет затворничества, она становится неспособна на иную жизнь. 25 апреля 1855 года Ференц Лист принимает малый постриг и поселяется в Ватикане. Ватикан был доброжелательно расположен к Ференцу Листу. В торжественные дни исполнялся его «Папский гимн». Но Ференц Лист не отдает себя всего церкви. Он ушел в нее по своим личным убеждениям, однако он так и оставался революционером и человеком искусства. Свободу взглядов и мнений он ценил больше всего.

Много времени он также проводит в Веймаре. Но все это время Лист мечтает о том, чтобы развить музыкальное искусство у себя на родине. Он возвращается в Венгрию на коронацию императора, к которой он писал мессу. После чего остается в Пеште и следующие пять лет хлопочет о новой музыкальной национальной академии, где становится президентом. В ноябре 1872 года Лист приезжает в Доборьян, а через год в столице Венгрии в честь пятидесятилетия творческой деятельности Листа устраивают торжество, которое очень трогает композитора. С этого времени он по три-четыре месяца в году проводит на родине. 

10 марта 1886 в Будапеште состоялся последний концерт Ференца Листа на родине. Умер великий композитор в Байрейте во время Вагнеровских торжеств 31 июля 1886 года.

Ференц Лист оказал огромное влияние на музыкальное развитие многих европейских стран. Его вклад в саму музыку и в музыкальную педагогику неоценим. Он расширил музыкальные горизонты. Несмотря на все сложности жизни, он умел найти вдохновение для того, чтобы стать выдающимся гением своего времени. 



Светлана Габриел


 

Рекомендуем

Жан Тэнгли и его кинетическое искусство
Санкт-Петербургскому дому танца «Каннон данс» 20 лет
Измена как предчувствие («Верность» реж. Нигина Сайфуллаева)
За здоровый образ жизни! («Я худею» реж. Алексей Нужный)
«Век музеев» начнется с лектория
Халед Хоссейни "Бегущий за ветром"
Джордж Баланчин. Видеть музыку, слышать танец
Георгий Товстоногов: «несъедобный» диктатор русского театра
Акира Куросава - "Готов ли ты перейти в мир иной?" - "Нет, ещё нет…"
Зачем нужны музыканты, если есть искусственный интеллект?