Партнеры Живи добром

Агния Барто. В ней жила душа ребенка


Часто ли мы, взрослые люди, в своих заботах вспоминаем детство и маленьких себя? Способны ли мы понимать маленького человека с его позиции? Наш взрослый мир кажется нам намного серьезнее и важнее, а ведь мы все были когда-то детьми. Но редко кто может сохранить в себе это непосредственной детское мировосприятие. Агнии Барто это удалось. 


Агния Львовна родилась 17 февраля 1906 года в Москве, в семье ветеринарного врача Льва Николаевича Голова. 


Фамилия Барто, с которой Агния станет известной писательницей, досталась ей от первого мужа – поэта Павла Барто. Вместе с ним она написала свои первые детские стихи. А положил начало ее творчеству совершенно курьезный случай. В юности Барто всерьез увлекалась балетом. На выпускном вечере в хореографическом училище будущая поэтесса решила прочитать присутствующему в зале Луначарскому свое стихотворение «Похоронный марш».  Манера чтения Агнии так позабавили Луначарского, что он посоветовал ей заняться детской литературой. 


Агния Барто


Её первая книга «Китайчонок Ван-ли» вышла в 1925 году. Чтобы лучше понимать детей, Агния Барто очень внимательно за ними наблюдала. Она смотрела за их играми на детских площадках, а иногда, представившись сотрудником радио, приходила в школы, садилась на последние парты и прислушивалась к детским разговорам. Барто оставалась себе верной даже в суровые военные годы. Она продолжала писать детские стихи. Из эвакуации писательница рвалась на фронт, куда ее отправили в командировку на месяц. 


Суровые бойцы плакали, когда Барто, хотя бы на короткий момент, возрождала в них воспоминания о далеком детстве. Конечно, детская писательница близко к сердцу восприняла судьбы тысячи сирот, оставшихся без родителей в годы войны. О таких сиротах она пишет в своей поэме «Звенигород», вышедшей в 1947 году. Со всей страны к Барто стали приходить письма отчаявшихся родителей с просьбой помочь найти своих детей, пропавших в годы войны. Так на радио «Маяк» родилась передача «Найти человека».  Барто использовала способность детей запоминать острые моменты в жизни, ведь многие терялись совсем маленькими и не помнили даже своих имен. 


Такая острая потребность во чтобы-то ни стало соединить семьи могла возникнуть и после личной трагедии, случившейся с писательницей. Во время войны Агния потеряла своего сына. Его сбила машина, когда он катался на велосипеде в Лаврушинском переулке. Эта невосполнимая утрата и невозможность снова увидеть своего ребенка разрывало сердце Агнии. Своими усилиями писательница воссоединила около тысячи семей.  К счастью удачно сложилась личная жизнь Барто со вторым мужем. 


Агния Барто


От брака  с выдающимся советским инженером и ученым Андреем Владимировичем Щегляевым у Агнии родилась дочь Татьяна. Уютная творческая атмосфера в доме привлекала  много известных людей того времени: актеров, поэтов и художников. В гостях часто бывала Рина Зеленая. Вместе с ней Барто написала сценарий к фильму «Подкидыш». Известную фразу: «Муля, не нервируй меня!» Агния Барто придумала специально для Раневской. Дети и внуки писательницы были для нее маленькой вселенной. Им она посвящала свои стихи. 


Барто даже посчастливилось увидеть свою правнучку.  Девочка родилась незадолго до кончины писательницы. Агния Барто умерла 1 апреля 1981 года от инфаркта. По наблюдению своих близких, Агния до конца оставалась деятельной, очень энергичной и даже танцевала на своем 75-летии. И не удивительно, ведь чтобы завоевать настоящую любовь и доверие тысячи детей, надо и самому в душе оставаться немного ребенком, открыто радоваться миру и удивляться. Барто никогда не маскировала в своих стихах взрослую рассудительность под маской детской непосредственности, потому как иначе её стихи были бы фальшивкой. А её творчество любили и любят не одно поколение детишек.



Елена Глухова



 

Рекомендуем

Мэгги Смит: "Я точно не оптимистка"
Жаклин Дюрран: художник совершенства без запятых
Mercedes-Benz Fashion Week Russia сезон осень/зима 2014-2015
Ив Сен-Лоран: «Балансируя между радостью и тоской, я принес свою жизнь в жертву творчеству»
Бескрайние просторы психики («Сибирь», реж. Абель Феррара)
Убийственная шутка («Достать ножи», реж. Райан Джонсон)
Караваджо и последователи. Картины из собрания Фонда Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А.С. Пушкина
Оскар Уайльд. Так ли важно быть серьезным?
38-й ММКФ. Конкурс. "Эксцентрики" реж. Януш Маевский, "Поющие башмаки" реж. Радослав Спасов
Премьера симфонического концерта «Через тернии к славе»