Партнеры Живи добром

Человек своей эпохи Борис Полевой


Борис Полевой относится к числу людей, глубоко проникнутых и вдохновленных эпохой, в которую они жили, ее реальными событиями. Строительство новой жизни, новой страны дали сильнейший импульс для писательской и журналистской деятельности Полевого. И та, и другая черпали вдохновение исключительно из окружающих писателя событий, людей. Полевому не нужно было выдумывать – он считал жизнь слишком самобытной и наполненной собственными смыслами, чтобы вписывать туда еще и что-то свое. 


А начался творческий путь этого писателя и журналиста в маленьком городе между Петербургом и Москвой – в Твери. Его семья – семья Камповых – перебралась сюда из столицы спустя пять лет после рождения сына 17 марта 1908 года. В Твери молодой человек закончил школу, а позже техническое училище, работал на текстильной фабрике. После смерти отца, еще в 1916 году, семье пришлось нелегко. Мать Бориса Кампова работала в фабричной больнице при Тверской мануфактуре, поэтому много времени мальчик проводил здесь, в промышленном городке. Но еще больше времени он уделял подарку, оставленному ему отцом: огромной прекрасной библиотеке. Любовь к чтению, поощряемая и матерью будущего писателя, определила круг его интересов и жизненные ориентиры в раннем возрасте. 


Борис Полевой


Уже в 1922 году, учась лишь в шестом классе школы, он впервые печатается в газете «Тверская правда». Окончательно на стезю журналистики он встает в 1928, оставив работу на текстильной фабрике. Новому занятию молодой журналист отдавался целиком: по воспоминаниям его друзей, однажды он, собирая материал для статьи, целый месяц изображал одного авторитетного вора, которого в этот момент уже заключили в тюрьму, и вплотную общался с «блатным миром». Из очерков об этом «приключении» Борис Кампов составил первую свою книгу – «Мемуары вшивого человека», темой которой стала жизнь «тверского дна». Некоторое время спустя после выхода этой книги, Кампов получает восторженное письмо с похвалой таланту и правдивости молодого писателя. Автор письма – Максим Горький. Этот момент сыграл огромную роль в судьбе Бориса Кампова: его любимый писатель, книги которого особо выделялись им из всей отцовской библиотеки, похвалил его способности! Теперь иного пути, кроме как журналистика и писательство, он для себя не видел.


В 1939 году выходит первая повесть начинающего писателя «Горячий цех». На обложке имя: Борис Полевой. Взять псевдоним ему предложил один из редакторов, считая настоящую фамилию – Кампов – трудной для произношения. «Campus» в переводе с латыни «поле» - так появилась фамилия Полевой. Что касается повести, это было произведение о простых рабочих вагоностроительного завода Твери (Калинина). Как комментировал выбор своего героя сам Полевой:


«...в наших социалистических условиях возможно выводить в книге живого реального современника, который, если он несет в себе типичные приметы времени, может стать и героем литературы».


Борис Полевой


Это журналистское видение жизни вообще всегда было присуще творчеству Бориса Полевого. Вывести на страницах произведений судьбы реальных людей и на их примере показывать настоящие ценности, воспитывать нового человека – таков основной принцип его книг.


Богатый материал о великих людях и великих подвигах, несомненно, дала Полевому война. Им были освещены и прославлены многие героические поступки простых солдат и жителей Советского Союза. Он находился в действующей армии в качестве корреспондента «Правды», а свой последний военный репортаж провел из Праги в день введения в нее советских войск. Кроме того, Борис Полевой был одним из немногих советских журналистов, присутствовавших на Нюрнбергском процессе. 


Военные впечатления писателя послужили сюжетом для многих его книг: «От Белгорода до Карпат»,  «Мы — советские люди»,  «Золото» и других. Но самым главным его произведением о войне, принесшим ему Сталинскую премию, стала «Повесть о настоящем человеке». В ее основе лежит реальная история реального человека – летчика, оставшегося без ног, но не оставившего службу. Эта книга стала вдохновенным гимном советскому человеку и советскому народу, сильному и бесстрашному. Повесть принесла писателю огромную славу, она была экранизирована, на ее сюжет С.Прокофьевым была написана опера. 


Борис Полевой "Повесть о настоящем человеке"


В дальнейшие годы Полевой много ездит по стране и за ее пределы в качестве корреспондента, создает различные очерки и дневники. Полевой говорил, что малейшая выдумка может слишком исказить правду, поэтому фактографичность по-прежнему оставалась главным свойством его работ. 


Помимо литературы, Полевой активно занимался общественной деятельностью, являлся главным редактором журнала «Юность» с 1962 по 1981 гг. Интересно, что журнал был молодежным и, по признанию самого писателя, он себя в нем чувствовал «как бабушка на молодежной вечеринке». Но он любил это свое детище, это был своего рода журнал-клуб: по настоянию Бориса Полевого, здесь проходили выставки, встречи с писателями и опытными журналистами для молодых работников редакции. Полевой стремился, чтобы эти молодые люди не превратились в «писак», а развивались всесторонне, проникались духом настоящей журналистики. 


Борис Полевой умер 12 июля 1981 года. Многочисленные награды и премии, полученные им при жизни, среди которых две Сталинские премии, три ордена Ленина, Международная премия Мира и прочие, несомненно, являются заслуженными. Это был человек своей эпохи, искренне заинтересованный в том, что происходит вокруг и стремящийся рассказать о действительности только добрую, великую правду о настоящих людях. При этом он стремился быть не просто «человеком с блокнотом», фиксирующим жизнь, но и участвовать в ней, посильно способствовать ее преобразованию.



Евгения Давыдова



 

Рекомендуем

Барбара Стэнвик. Танец на удачу
Притча «Музыкант, который искал восьмую ноту»
Тана Френч. Место затаившихся секретов
Олег Павлович Табаков. Актер на века
Том Круз. Он сделал себя сам
Вильгельм Гримм. Посвящение сказкам
Территории здоровья от мировых брендов
«Джаз осенью» 2017
Бесплатная театральная школа "Старое зеркало" на Новом Арбате
Кровавый пейнтбол («Перестрелка», реж. Бен Уитли)