Партнеры Живи добром

Человек своей эпохи Борис Полевой


Борис Полевой относится к числу людей, глубоко проникнутых и вдохновленных эпохой, в которую они жили, ее реальными событиями. Строительство новой жизни, новой страны дали сильнейший импульс для писательской и журналистской деятельности Полевого. И та, и другая черпали вдохновение исключительно из окружающих писателя событий, людей. Полевому не нужно было выдумывать – он считал жизнь слишком самобытной и наполненной собственными смыслами, чтобы вписывать туда еще и что-то свое. 


А начался творческий путь этого писателя и журналиста в маленьком городе между Петербургом и Москвой – в Твери. Его семья – семья Камповых – перебралась сюда из столицы спустя пять лет после рождения сына 17 марта 1908 года. В Твери молодой человек закончил школу, а позже техническое училище, работал на текстильной фабрике. После смерти отца, еще в 1916 году, семье пришлось нелегко. Мать Бориса Кампова работала в фабричной больнице при Тверской мануфактуре, поэтому много времени мальчик проводил здесь, в промышленном городке. Но еще больше времени он уделял подарку, оставленному ему отцом: огромной прекрасной библиотеке. Любовь к чтению, поощряемая и матерью будущего писателя, определила круг его интересов и жизненные ориентиры в раннем возрасте. 


Борис Полевой


Уже в 1922 году, учась лишь в шестом классе школы, он впервые печатается в газете «Тверская правда». Окончательно на стезю журналистики он встает в 1928, оставив работу на текстильной фабрике. Новому занятию молодой журналист отдавался целиком: по воспоминаниям его друзей, однажды он, собирая материал для статьи, целый месяц изображал одного авторитетного вора, которого в этот момент уже заключили в тюрьму, и вплотную общался с «блатным миром». Из очерков об этом «приключении» Борис Кампов составил первую свою книгу – «Мемуары вшивого человека», темой которой стала жизнь «тверского дна». Некоторое время спустя после выхода этой книги, Кампов получает восторженное письмо с похвалой таланту и правдивости молодого писателя. Автор письма – Максим Горький. Этот момент сыграл огромную роль в судьбе Бориса Кампова: его любимый писатель, книги которого особо выделялись им из всей отцовской библиотеки, похвалил его способности! Теперь иного пути, кроме как журналистика и писательство, он для себя не видел.


В 1939 году выходит первая повесть начинающего писателя «Горячий цех». На обложке имя: Борис Полевой. Взять псевдоним ему предложил один из редакторов, считая настоящую фамилию – Кампов – трудной для произношения. «Campus» в переводе с латыни «поле» - так появилась фамилия Полевой. Что касается повести, это было произведение о простых рабочих вагоностроительного завода Твери (Калинина). Как комментировал выбор своего героя сам Полевой:


«...в наших социалистических условиях возможно выводить в книге живого реального современника, который, если он несет в себе типичные приметы времени, может стать и героем литературы».


Борис Полевой


Это журналистское видение жизни вообще всегда было присуще творчеству Бориса Полевого. Вывести на страницах произведений судьбы реальных людей и на их примере показывать настоящие ценности, воспитывать нового человека – таков основной принцип его книг.


Богатый материал о великих людях и великих подвигах, несомненно, дала Полевому война. Им были освещены и прославлены многие героические поступки простых солдат и жителей Советского Союза. Он находился в действующей армии в качестве корреспондента «Правды», а свой последний военный репортаж провел из Праги в день введения в нее советских войск. Кроме того, Борис Полевой был одним из немногих советских журналистов, присутствовавших на Нюрнбергском процессе. 


Военные впечатления писателя послужили сюжетом для многих его книг: «От Белгорода до Карпат»,  «Мы — советские люди»,  «Золото» и других. Но самым главным его произведением о войне, принесшим ему Сталинскую премию, стала «Повесть о настоящем человеке». В ее основе лежит реальная история реального человека – летчика, оставшегося без ног, но не оставившего службу. Эта книга стала вдохновенным гимном советскому человеку и советскому народу, сильному и бесстрашному. Повесть принесла писателю огромную славу, она была экранизирована, на ее сюжет С.Прокофьевым была написана опера. 


Борис Полевой "Повесть о настоящем человеке"


В дальнейшие годы Полевой много ездит по стране и за ее пределы в качестве корреспондента, создает различные очерки и дневники. Полевой говорил, что малейшая выдумка может слишком исказить правду, поэтому фактографичность по-прежнему оставалась главным свойством его работ. 


Помимо литературы, Полевой активно занимался общественной деятельностью, являлся главным редактором журнала «Юность» с 1962 по 1981 гг. Интересно, что журнал был молодежным и, по признанию самого писателя, он себя в нем чувствовал «как бабушка на молодежной вечеринке». Но он любил это свое детище, это был своего рода журнал-клуб: по настоянию Бориса Полевого, здесь проходили выставки, встречи с писателями и опытными журналистами для молодых работников редакции. Полевой стремился, чтобы эти молодые люди не превратились в «писак», а развивались всесторонне, проникались духом настоящей журналистики. 


Борис Полевой умер 12 июля 1981 года. Многочисленные награды и премии, полученные им при жизни, среди которых две Сталинские премии, три ордена Ленина, Международная премия Мира и прочие, несомненно, являются заслуженными. Это был человек своей эпохи, искренне заинтересованный в том, что происходит вокруг и стремящийся рассказать о действительности только добрую, великую правду о настоящих людях. При этом он стремился быть не просто «человеком с блокнотом», фиксирующим жизнь, но и участвовать в ней, посильно способствовать ее преобразованию.



Евгения Давыдова



 

Рекомендуем

Открытие выставки «Многообразие линии»
ПОП-АРТ. Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн
Август в ГПИБ
Элина Гаранча: «Мой голос не для записи, меня надо слушать вживую»
Кино. Премьера. "Первый мститель: Противостояние"
Государственная публичная историческая библиотека России
Кино, смерть и ковбои («Афера по-голливудски», реж. Джордж Галло)
Проснись и в бой: Thakoon на NYFW
Татьяна Самойлова: «Я – счастливый человек»
Кейт против Кейт («Манифесто» реж. Джулиан Роузфельдт)