Партнеры Живи добром

Михаил Жванецкий — человек-праздник. «Пусть лучше над тобою смеются, чем плачут»


Дорога, лето, август, солнце и зеленые поля вдоль дороги. Довольная я, смеющиеся родители и, еще пахнущие морем, волосы. Мы едем на машине из отпуска, едем уже несколько часов, но нам не скучно. Рраз —  смех, два — и снова смех. В машине нас четверо: я, мама, папа и Михаил Михаийлович Жванецкий смешит нас из динамиков.


«Юмор — это редкое состояние талантливого человека и талантливого времени, когда ты весел и умен одновременно. И ты весело открываешь законы, по которым ходят люди…»


Михаил Жванецкий


6 марта 1934 год. В семье Мане (Эммануил) Моисеевича и Раисы Яковлевны Жванецких счастье —  родился мальчик. Ради этого события семья даже переехала из города Томашполь Винницкой области в Одессу, а после рождения сына, вернулась обратно. Оба родителя будущего сатирика были врачами.


«Моя родина — Украина, моя родина — Одесса»


По воспоминаниям Михаила Жванецкого, его детство — это «что-то очень солнечное, пляжное… Пока не грохнула война. Дальше – поезд, Средняя Азия, школа, Победа, возвращение в Одессу»


А дальше — Одесский институт инженеров морского флота, где Жванецкий учился на инженера-механика подъемно-транспортного оборудования портов.


Несмотря на профессию, не связанную с литературой, в перерывах между учебой Михаил Жванецкий писал, и вместе с другом, Романом Ильиченко, основал студенческий театр миниатюр «Парнас-2». На его сцене читал сочинения своего авторства. Надо сказать, это событие было важной частью культурной жизни Одессы, спектакли пользовались большим успехом, залы были заполнены людьми. После института Михаил Жванецкий работал по профессии на заводе «Продмаш». «Там я попал сразу в жизнь. Что может быть в Одессе трагичнее и веселее, чем порт? Восемь лет погрузки-выгрузки, разъездов на автопогрузчике, сидения в пароходе, в трюме, в угле, когда видны только глаза и зубы. Там я мужал…» Затем — Центральное проектно-конструкторское бюро, а вскоре и встреча с Аркадием Райкиным во время одесских гастролей Ленинградсакого театра миниатюр в1963 году, предрешившая всю его жизнь. 


«Он был практически нищим. После института работал в местном порту. Вместе с товарищами был вынужден воровать керосин, чтобы сводить концы с концами. У него заплаты на брюках были. В таком виде Жванецкий и ездил за Райкиным по городам. Ловил Аркадия Исааковича в коридорах, предлагал тексты, тот отмахивался. Однажды Аркадий Исаакович шел по коридору и услышал, как Ильченко и Карцев репетируют интермедию «Авас» авторства Миши. Райкин взял ее в свой репертуар. Вскоре у Миши взяли еще пять миниатюр.» - вспоминает соратник Михаила Жванецкого — писатель - Варлен Стронгин.


«Мало найти свое место в жизни, надо найти его первым.»


С 1964 года Михаил Жванецкий, Роман Карцев и Виктор Ильиченко работают у Аркадия Райкина в Ленинградском театре миниатюр. Михаил Жванецкий занимает должность заведующего литературной частью. Об этом периоде своей жизни он шутит: «Работа с Райкиным напоминала какую-то женитьбу. Я вышел за него замуж и сохранял ему верность.» По произведением Михаила Жванецкого в театре была поставлена программа «Светофор», в которой впервые  звучали такие миниатюры, как: «Авас», «Век техники», «К пуговицам претензий нет».


«Мало знать себе цену — надо еще пользоваться спросом.»


Именно в этот период, работая в театре у Райкина и сочиняя миниатюры для дуэта Карцев и Ильиченко, Михаил Жванецкий обретает свой уникальный стиль. Осознание этого вдохновило артиста и в 1970 году, Жванецкий, Карцев и Ильиченко уходят из Ленинградского театра миниатюр, возвращаются в Одессу и создают свой собственный Театр миниатюр в Одессе, который имел большой успех зрителей. Следующим этапом в творческой жизни артиста была Одесская филармония, затем Московский театр Эрмитаж. Позже —  работа в Московском театре миниатюр на должности помощника главного режиссера. Несколько лет Михаил Маньевич работал в качестве режиссера-постановщика Государственного концертно-гастрольного объединения «Росконцерт». Позже в издательстве «Молодая гвардия» литературным сотрудником.


Именно в это время, в 70е-80е годы, сатирик обретает широкую славу. Михаила Жванецкого любят, узнают слог, его произведения исполняют такие актеры, как Геннадий Хазанов, Леонид Ярмольник, Любовь Полищук, Сергей Юрский. В конце 80х писатель создал театр миниатюр в Москве. Здесь он трудится и сегодня в качестве художественого руководителя. В театре были сыграны спектакли по произведениям писателя: «Птичий полет», «Избранное», «Политическое кабаре», «Искренне ваш», «Моя Одесса», «Бенефис», «Престарелый сорванец».


«Сегодня слова: «Есть на телевидении одна хорошая передача...» — напоминают донос.»


С 2002 года является бессменным ведущим в ежемесячной телепередаче «Дежурный по стране». 


В 2006 году программа получила награду Академии российского телевидения "ТЭФИ" в катгории «Развлекательная программа: юмор».


«Раньше я боялся, что меня могут забыть. Теперь я боюсь, что меня могут запомнить.»


Михаил Жванецкий


За свою жизнь Михаил Жванецкий уже получил множество званий и наград: он награжден орденом «Дружбы народов», является лауреатом независимой премии «Триумф» членом Союза писателей СССР и членом Союза писателей, а также он почетный гражданин города Одессы - Украина, Народный артист Украины и Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Кроме того, Михаил Жванецкий является Президентом Всемирного клуба одесситов и членом президиума Российского еврейского конгресса.


«Вначале было Слово.... Однако, судя по тому, как развивались события дальше, Слово было непечатным.»

На данный момент опубликованы несколько его книг: "Встречи на улицах" (1982), "Год за два" (1987), "Моя Одесса" (1993), "Собрание произведений" в 4-х томах (2001). В 2009 году в честь Михаила Жванецкого назвали один из одесских бульваров. А в Ялте стоит памятник знаменитому портфелю сатирика. Портфель достался артисту от отца, с ним Мане Моисеевич ходил по вызывам, когда работал хирургом, носил в нем истории болезней. Жванецкий считает портфель своим талисманом и везде берет его с собой. В нем Жванецкий хранит свои сочинения — тексты, написанные от руки. Одна американская газета даже назвала Жванецкого в одном их своих номеров - «Еврей с портфелем». Таким образом старенький портфель стал кусочком имиджа артиста. Михаил Жванецкий — это лето, это настроение, это Одесса. Это голос, знакомый нашей необъятной стране, это человек, который «бьет в десятку», который смешит, но между строк философски рассуждает о самом важном, о том, что волнует каждого. Наверное, поэтому его так любят. Я тоже его люблю, как мне кажется, его нельзя не любить. Нельзя не любить, смеясь.


«— Ты едешь на соревнования по юмору?
— Нет. Не берут. Говорят, что я мешаю им соревноваться.»



Екатерина Каменецкая



 

Рекомендуем

«Он был создан для живописи, ощущал мир живописно - как пиршество красок - и едва ли не олицетворял собой само это искусство.»
Наш дом - нора, клоака, свалка. "Мышелов" на фестивале Solo
Борис Кустодиев: «Я сам удивляюсь своей жизнеспособности»
Одна за всех и все за одну!
Сейдзи Одзава. По взмаху руки
Эпоха комиксов
XII Международный фестиваль «Музыкальная коллекция»
Русский импрессионизм. Константин Коровин
Алина Крочева об аристократическом джазе, начинающих музыкантах и влюблённости в дело
Новый альбом Florence and the Machine «High as Hope»