Партнеры Живи добром

Родом из «Республики ШКиД». Леонид Пантелеев

 

Не дай Бог никому пережить революцию, гражданскую войну, разруху, голод, нищету, детский дом и вместе с тем идеологическую пропаганду и раскулачивание. Вот уж действительно ад на Земле. Люди, и особенно дети, выживали, как могли.

Свидетелем, а в последствие и летописцем тех страшных лет был Леонид Пантелеев. Советский писатель, автор известной далеко за пределами страны книги «Республика ШКИД». Но это было всё потом. А сейчас голодное детство, постоянное скитание по детским домам, а иногда и просто бродяжничество.

Настоящее имя  Пантелеева — Алексей Иванович Еремеев. Родился он 22 августа 1908 г. в тогда ещё царском Петербурге. Отношения родителей не ладились. Отец - Иван Адрианович - казак, офицер Русско-японской воны, в 1916 г. унаследовал семейное дело - деревообрабатывающий завод во Владимире и уехал туда. Мать - Александра Васильевна - после ухода из семь Еремеева старшего стала преподавать музыку, тем самым пытаясь прокормить детей. У Алексея был ещё брат Вася и сестра Ляля.

Наступил октябрь 1917 г. Спасаясь от разворачивающихся кровопролитных боёв бегством, семья переезжает в Ярославскую губернию. Периодически Александра Васильевна возвращалась в Петербург. Оттуда она привозила вместе с вещами детям книги. Именно тогда начинается появляться интерес к литературному творчеству у Пантелеева.

Panteleev.jpg

Через некоторое время начинают стрелять неподалёку от их домика под Ярославлем. Ощущается голод. В октябре 1918 г. Александра Васильевна решает перевезти детей в Татарстан. Они поселяются в небольшом городе вблизи р. Кама. Но уже через год Еремеева с маленькой дочкой уезжает уже в советский Петроград. Брат Василий уехал на заработки в село. Побывал там и Алексей. Но недолго - всего пару месяцев. Из-за постоянных побоев он сбежал к тётке. Она отправила родного племянника в детский дом, откуда он сбежал в первый же день и отправился на поиски матери в Петроград. 

Так начинаются скитания будущего писателя по стране, продлившиеся почти два года. За это время ему пришлось побывать  ещё в одном детском доме, в детской колонии имени III Интернационала, преодолевать огромные расстояния пешком под палящим солнцем или в лютый мороз. Пару раз он оказывался в больницу. Постоянно хотелось есть. Но денег неоткуда было взять и Пантелееву приходилось красть хоть какую-то еду, чтобы не умереть с голоду.

Лишь в конце лета 1921 г. ему удалось добраться до Петрограда и отыскать семью. Все были живы и здоровы. Жизнь пошла своим чередом. Александра Васильевна устроилась на работу, а Лёша пошёл учиться в гимназию Гейдера. К тому времени её переименовали в Единую Трудовую Школу 149. Но учиться он там не смог из-за сложных взаимоотношений между учениками в классе. Через некоторое время его попросту исключили из школы за плохую дисциплину. Интерес к литературе в тот год у Пантелеева увеличивается, и он начинает писать стихи.  Чтобы покупать книги он стал выкручивать лампочки и продавать их на рынке. Лёшу быстро поймали и отправили в Школу имени Достоевского - Республику ШКиД. 

poster_198075_00001_original.jpg

Именно там он встречает своего друга, а позднее и соавтора книге об этой школе - Григория Белых. И там же Алексей получает своё прозвище - Лёнька Пантелеев, который станет его авторским псевдонимом. Несмотря на то, что в школе было  лучше, чем на улице и учиться стало интересно, ребята убегают. Сначала всё шло так, как они и планировали. Заинтересовавшись кино и всё что с ним связано, перебирались жить в Харьков, где пошли учиться на актёров. Но вскоре им это тоже надоедает, и друзья вновь отправляются в дорогу. На протяжении двух лет, они попросту бродяжничают, перебираясь с места на место. 

В конце 1925 г. вернувшись назад в Ленинград, Пантелеев на пару с Белых пишут книгу "Республика ШКИД". Издают её в 1927 г. и к Пантелееву приходит слава.  Он вместе с Белых активно начинают писать, их печатают в литературных журналах. Они знакомятся с М. Горьким, который много раз писал о книге «Республика ШКИД» в своих статьях и в письмах А. Макаренко, К. Федину и  М. Пришвину. Вращаясь в  литературных кругах, Пантелеев знакомится многими другими писателями - С. Маршаком, Е. Шварцем, Н. Олейниковым и другими. На протяжении десяти лет книгу несколько раз переиздают и даже переводят на все языки народов  СССР.

1936 г. разлучает друзей. Григория Белых арестовывают и сажают в тюрьму, где он и умирает. Пантелееву удаётся чудом избежать той же участи.

leonid_panteleev.jpg

Начинается война. До лета 1942 г. остаётся в осаждённом городе. Находясь на грани жизни и смерти, без карточек на продукты он постоянно пишет свои заметки о жизни блокадного Ленинграда. Благодаря стараниям А. Фадеева тяжелобольного писателя вывозят в Москву. Вернуться в родной город писатель смог только накануне освобождения города от фашистских захватчиков в январе 1944г. 

После окончания войны Пантелеев много пишет. Его часто публикуют в различных литературных журналах. Чтобы понять, кто такой Леонид Пантелеев, надо прочитать его рассказы. Они появлялись из окружающей его жизни. Всё что видел, слышал или прочитал в газете, всё это немедленно записывалось в записную книжку. Потом, со временем Пантелеев переосмысливал и преобразовывал каким-то непонятным образов в свои произведения. 

В 1956 г. у них с женой появилась на свет дочь. Через десять лет Леонид Пантелеев напишет своего рода родительский дневник под названием «Наша Маша».

Не стало писателя 9 июля 1987 г. Его похоронили в родном Ленинграде на Большеохтинском кладбище.

 

Юлия Гелашвили 

 


 

Рекомендуем

"Век музеев". Официальный ролик
Борис Штерн. На гребне четвертой волны
Кино. Классика. И. Бергман «Час волка».
"Неразборчивый" Майкл Кейн
Вячеслав Зайцев "Из прошлого в будущее..." Mercedes-Benz Fashion Week Russia ss 2015
Круговорот рутины (“Маленькое красное платье” реж. Питер Стриклэнд)
«Жанна» Юбилейная выставка Жанны Мелконян
Санкт-Петербург. На круги своя
Париж влюбленными глазами Хемингуэя
Что имеем – не храним, потерявши – плачем. Премьера спектакля «Лодочник»