Партнеры Живи добром

Конфета с горькой начинкой («Дело Ричарда Джуэлла» реж. Клинт Иствуд)



Мода на 90-е годы сменила моду на 80-е. Только в прошедшем году вышел целый ряд фильмов, которые полностью или частично были посвящены этому десятилетию, например: «Середина 90-х», «Vox Lux», «Бык». В стороне от процесса не остался Клинт Иствуд, действие нового фильма которого разворачивается в Атланте, во время Олимпиады 1996 года. В центре сюжета – судьба чрезвычайно исполнительного охранника Ричарда Джуэлла (Пол Уортер Хауз), который обнаружил под скамьей бомбу, и своими действиями частично смог предотвратить последствия взрыва.


"Дело Ричарда Джуэлла". Источник: Warner Bros.


Ричард Джуэлл – герой? Безусловно. Но такими простыми ответы бывают только в кинематографе. Фильм Клинта Иствуда основан на реальных событиях: против обнаружившего взрывное устройство охранника началась массированная кампания СМИ, основанная на предположениях спецслужб, открыто обвинивших Ричарда Джуэлла в подготовке теракта. Охранник, который мечтал стать полицейским, стал удобным обвиняемым: живет со своей матерью (Кэти Бэйтс), увлекается оружием – прослеживается определенное сходство с психологическим портретом террориста-одиночки. Естественно, за историю ухватилась ушлая журналистка Кэти Скраггс (Оливия Уайлд) – ее усилиями образ Ричарда Джуэлла демонизируется. С помощью адвоката Уотсона Брайанта (Сэм Рокуэлл) несправедливо обвиненный охранник на протяжении трёх месяцев ежедневно доказывал свою невиновность, отчаянно сопротивляясь давлению, которое оказывало на него общество.


"Дело Ричарда Джуэлла". Источник: Warner Bros.


О чем может поведать нам эта история? О плохих спецслужбах и журналистах? Безусловно, это центральная тема фильма, но он был бы слишком одномерным и плоским, будь это единственная проблема, затронутая режиссёром.

В фильме множество отсылок к девяностым – особому времени, когда массовая американская культура продуцировала очень живучие мифы. За два года до Олимпиады в Атланте на экраны вышел один из самых популярных американских фильмов – «Форрест Гамп». Эта лента подводила своеобразные итоги «американского XX столетия» от Элвиса Пресли до Apple. Фильм приобрёл столь значимый для поп-культуры статус благодаря главному герою. Он воплощал в себе образ эдакого практически идеального американца – верного своему долгу, доброго, исполнительного и благородного. Форрест Гамп, несмотря на явный недостаток умственных способностей, в итоге достигает «американской мечты». Однако фильм Робертс Земекиса – безусловно красивая и светлая, но все-таки сказка.

А что будет с условным «Форрест Гампом» при попадании в реальный мир? Ничего хорошего. Таков ответ Клинта Иствуда. Ричард Джуэлл действительно по характеру похож на Форреста Гампа — не очень умён, но исполнителен, честен, и горит желанием «помогать людям». Но в реальном мире такие люди становятся объектом агрессии и насмешек, а то и удобным «козлом отпущения». Ричард Джуэлл искренне стремился помочь государству, гражданином которого являлся, но в итоге столкнулся с величайшей несправедливостью: необоснованным подозрениям, обыскам и травле со стороны СМИ. Режиссёр аккуратно подводит нас к мысли о границах нашего доверия к общественным институтам и восприятии окружающего мира, которое может формироваться под воздействием ложной информации. Поэтому, основная идея фильма – «действуй, как должен, но никогда не верь тому, что ты видишь в выпуске новостей». США держится не на силовых службах, на безымянных Ричардах Джуэллах, которые могут в любой момент стать объектом нападок со стороны государства.


"Дело Ричарда Джуэлла". Источник: Warner Bros.


Этот фильм является очередной попыткой деконструировать миф об американской мечте. США в реальности сильно отличается от своего ретушированного образа, а следовательно, практически идеальный американец едва не оказывается в тюрьме. Клинт Иствуд в своих фильмах часто критикует перемены, произошедшие с американским обществом в последнее время, в результате которых такие простодушные любители кантри, как Ричард Джуэлл, оказываются на обочине – они попросту не успевают за переменами. Режиссер делает он это в свойственной ему манере: прямолинейно, но довольно просто и сдержанно.

Клинт Иствуд снял добротный фильм, в основе которого – разрушение некоторых базовых для американцев стереотипов и представлений. Но в то же время это не только кино «для американцев»: режиссер размышляет об универсальных вопросах: о границах нашей лояльности и приватности, о роли журналиста и силовика, которые будут интересны и российскому зрителю.


Андрей Лихацкий



 

Рекомендуем

Теодорос Ангелопулос. Время, границы, молчание, история, современность
Юбилейный фестиваль «Твой шанс» подвел итоги
Хочу как Мадонна!
Кино. Премьера. "Финансовый монстр"
Восточный принц высокой моды Зухаир Мурад
Фестиваль сказок в «Москвариуме»
Татьяна Догилева. Света из «Покровских ворот»
Самая пьянящая комедия: «Белое вино из Баббудойу» на фестивале RIFF-2016
Кино. "Лобстер" реж. Йоргос Лантимос
Изобретение, покорившее мир