Партнеры Живи добром

Музыка на полотнах Василия Перова


Весной 1862 года Перов, уже получивший золотую медаль Академии Художеств, а, значит, вполне сложившийся художник, отправляется за границу вместе с супругой.

Побывав в Берлине, Дрездене и Париже, они остановились в столице Франции на целый год. В своем донесении конференц-секретарю Ф. Ф. Львову художник пишет: «В отношении художественном Париж представляет много интересного: сцены на каждом шагу и занимательны по разнообразию; я сделал несколько эскизов, но на котором остановлюсь – не знаю и потому не могу вам написать, какой сюжет буду исполнять. Хочу попробовать писать на доске, изучая Месонье, – не знаю, как пойдет. Более сообщить ничего не имею, а когда начну писать, то пришлю чертёж своего сюжета».

Перов полон энтузиазма. Он ещё не знает, что получится, но надежды его велики…

Василий Перов

К тому моменту Василий Григорьевич уже был передовым представителем критического реализма. Он старательно и долго писал свои полотна, тщательно выбирал сюжеты, может, оттого картины «парижского периода» были ошибкой, по выражению создателя, ведь Перов ещё совершенно не успел разглядеть и понять французской души.

Василий Григорьевич, оставаясь верным поклонником жанра, пишет в 1863 - 1864 гг. картины Шарманщик (1863), Савояр (1863-1864), Парижская шарманщица (1864).

Полотно «Шарманщик» было первым из парижского цикла. Задумчивый немолодой уличный музыкант изображен не за работой, а отдыхающим, погружённым в свои глубокие мысли. Рядом расположились его верные спутники: обезьяна и шарманка. На маленькой обезьянке шляпа того же цвета, что и жилет музыканта. Кажется, и мысли их об одном. Быть может, она является неким отражением самого человека – одинокая, грустная и всеми покинутая. Интересен также фон: полуразрушенная старинная стена как метафорическое изображение горькой судьбы шарманщика, она же – изображение краха планов и надежд.

Еще одно изображение европейской уличной жизни – картина «Савояр». Савоярами называли французских бродячих певцов с шарманками и ручными сурками. На этом полотне совсем юный бродяга со сломанной флейтой — результатом конфликта с конкурентами по цеху. На плече у бедняги такой же истощенный сурок. Его легко можно спутать с обезьяной, так как шерсть выпала на шее и голове питомца в результате постоянного недоедания. Голова мальчика слишком велика для туловища, он худ, беден и жалок, но улыбается, видя прекрасный сон. Шляпа в ногах парнишки пуста: значит, сегодня им не удалось заработать.

Василий Перов

«Парижская шарманщица» - это не менее душераздирающий эпизод. Немолодая женщина с ребёнком на руках играет на шарманке. Но, кажется, она также безразлична ко всему окружающему, как и окружающее к ней и её младенцу. Глаза женщины полны отчаяния и безысходности. Позади основной композиции, по всей видимости, расположился ярмарочный павильон, который с азартом и любопытством изучают состоятельные парижане, оставив без внимания обездоленную мать.

Перов писал в Академию, что начинает работу над новыми картинами— «Праздник в окрестностях Парижа» и — «Продавец песенников», но никак не может их закончить.

В письме к конференц-секретарю от 4 июня 1864 года он пишет: «Осмеливаюсь просить Совет о позволении мне возвратиться в Россию. Причины, побуждающие просить меня об этом, я постараюсь здесь представить: живя за границей почти два года и, несмотря на все моё желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая была бы удовлетворительна, – незнание характера и нравственной жизни народа делает невозможным довести до конца ни одной из моих работ. Я уведомлял Совет Академии о начатых мною работах, которыми я занимаюсь и в настоящее время, и буду иметь честь их представить в Академию в октябре месяце этого года, но не как законченные картины, а как труды для разработки технической стороны искусства; посвятить же на изучение страны чужой несколько лет я нахожу менее полезным, чем по возможности изучить и разработать бесчисленное богатство сюжетов как городской, так и сельской жизни нашего отечества…»

Перову позволили вернуться в Россию. Он никогда не гордился своими парижскими работами, но тема музыки осталась в его полотнах. Так, в 1865 году он пишет картину «Гитарист-бобыль». Изначально бобылями именовали безземельных крестьян, но к моменту написания полотна так стали называть просто одиноких или бездомных людей.

Бобыль Перова – бедный стареющий крестьянин, задумчиво перебирающий струны своей гитары. Он одет в тулуп, значит, некогда его существование было более благополучным – эта верхняя одежда была доступна немногим крестьянам, только излишне зажиточным. На столе около него стоит бутыль с настойкой. Крестьянин покинут абсолютно всеми, потому пьёт в одиночестве.

Василий Перов

В 1870 году Перовым был написан портрет Антона Григорьевича Рубинштейна. Этот портрет не стал заглавным или хрестоматийным изображением композитора, но он довольно характерно описывает этот временной отрезок жизни музыканта. Дело в том, что Рубинштейн возглавлял первую в России музыкальную консерваторию, но в 1867 году в результате конфликта с «Могучей кучкой» и придворными кругами он оставил эту должность. Таким образом, на полотне мы видим человека с тяжёлым, «многое снесшим» взором. Поза Антона Григорьевича скованная, под стать обстоятельствам.

Ещё один пункт сближал Перова с музыкой: Стасов как-то написал статью «Перов и Мусоргский», объединив две эти блистательные фигуры творческого жанра тематически и духовно. Они и впрямь похожи – и тот и другой заглавной темой избрали народные горести и быт.

Говорить о музыке нельзя, а можно ли её изобразить? Редкий дар – написать музыку кистью, и Перову это удавалось. Музыка в его полотнах находит отклик и сочувствие в каждом сердце. Такая мелодия будет долговечнее самых популярных песен, потому что её главный мотив — истина.

 

 

Елена Тимофеева

 



 

Рекомендуем

Сказки раньше и сейчас
Самые-самые. Путеводитель по картинам Мане
Месть от кутюр («Круэлла», реж. Крэйг Гиллеспи)
Наш современник Григорий Козинцев
Музыка победителя: «Last dance» Майкла Джордана под песни мэтров хип-хопа
«Дом, который построил Ингимундур» («Белый, белый день» реж. Хлинюр Палмасон)
Жизнь Йоко Оно Леннон как американские горки
Оскар за платье
Понедельник и ее сестры («Тайна семи сестер» реж. Томми Виркола)
Тернистый путь Ференца Листа к славе