Партнеры Живи добром

Музыка на полотнах Василия Перова


Весной 1862 года Перов, уже получивший золотую медаль Академии Художеств, а, значит, вполне сложившийся художник, отправляется за границу вместе с супругой.

Побывав в Берлине, Дрездене и Париже, они остановились в столице Франции на целый год. В своем донесении конференц-секретарю Ф. Ф. Львову художник пишет: «В отношении художественном Париж представляет много интересного: сцены на каждом шагу и занимательны по разнообразию; я сделал несколько эскизов, но на котором остановлюсь – не знаю и потому не могу вам написать, какой сюжет буду исполнять. Хочу попробовать писать на доске, изучая Месонье, – не знаю, как пойдет. Более сообщить ничего не имею, а когда начну писать, то пришлю чертёж своего сюжета».

Перов полон энтузиазма. Он ещё не знает, что получится, но надежды его велики…

Василий Перов

К тому моменту Василий Григорьевич уже был передовым представителем критического реализма. Он старательно и долго писал свои полотна, тщательно выбирал сюжеты, может, оттого картины «парижского периода» были ошибкой, по выражению создателя, ведь Перов ещё совершенно не успел разглядеть и понять французской души.

Василий Григорьевич, оставаясь верным поклонником жанра, пишет в 1863 - 1864 гг. картины Шарманщик (1863), Савояр (1863-1864), Парижская шарманщица (1864).

Полотно «Шарманщик» было первым из парижского цикла. Задумчивый немолодой уличный музыкант изображен не за работой, а отдыхающим, погружённым в свои глубокие мысли. Рядом расположились его верные спутники: обезьяна и шарманка. На маленькой обезьянке шляпа того же цвета, что и жилет музыканта. Кажется, и мысли их об одном. Быть может, она является неким отражением самого человека – одинокая, грустная и всеми покинутая. Интересен также фон: полуразрушенная старинная стена как метафорическое изображение горькой судьбы шарманщика, она же – изображение краха планов и надежд.

Еще одно изображение европейской уличной жизни – картина «Савояр». Савоярами называли французских бродячих певцов с шарманками и ручными сурками. На этом полотне совсем юный бродяга со сломанной флейтой — результатом конфликта с конкурентами по цеху. На плече у бедняги такой же истощенный сурок. Его легко можно спутать с обезьяной, так как шерсть выпала на шее и голове питомца в результате постоянного недоедания. Голова мальчика слишком велика для туловища, он худ, беден и жалок, но улыбается, видя прекрасный сон. Шляпа в ногах парнишки пуста: значит, сегодня им не удалось заработать.

Василий Перов

«Парижская шарманщица» - это не менее душераздирающий эпизод. Немолодая женщина с ребёнком на руках играет на шарманке. Но, кажется, она также безразлична ко всему окружающему, как и окружающее к ней и её младенцу. Глаза женщины полны отчаяния и безысходности. Позади основной композиции, по всей видимости, расположился ярмарочный павильон, который с азартом и любопытством изучают состоятельные парижане, оставив без внимания обездоленную мать.

Перов писал в Академию, что начинает работу над новыми картинами— «Праздник в окрестностях Парижа» и — «Продавец песенников», но никак не может их закончить.

В письме к конференц-секретарю от 4 июня 1864 года он пишет: «Осмеливаюсь просить Совет о позволении мне возвратиться в Россию. Причины, побуждающие просить меня об этом, я постараюсь здесь представить: живя за границей почти два года и, несмотря на все моё желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая была бы удовлетворительна, – незнание характера и нравственной жизни народа делает невозможным довести до конца ни одной из моих работ. Я уведомлял Совет Академии о начатых мною работах, которыми я занимаюсь и в настоящее время, и буду иметь честь их представить в Академию в октябре месяце этого года, но не как законченные картины, а как труды для разработки технической стороны искусства; посвятить же на изучение страны чужой несколько лет я нахожу менее полезным, чем по возможности изучить и разработать бесчисленное богатство сюжетов как городской, так и сельской жизни нашего отечества…»

Перову позволили вернуться в Россию. Он никогда не гордился своими парижскими работами, но тема музыки осталась в его полотнах. Так, в 1865 году он пишет картину «Гитарист-бобыль». Изначально бобылями именовали безземельных крестьян, но к моменту написания полотна так стали называть просто одиноких или бездомных людей.

Бобыль Перова – бедный стареющий крестьянин, задумчиво перебирающий струны своей гитары. Он одет в тулуп, значит, некогда его существование было более благополучным – эта верхняя одежда была доступна немногим крестьянам, только излишне зажиточным. На столе около него стоит бутыль с настойкой. Крестьянин покинут абсолютно всеми, потому пьёт в одиночестве.

Василий Перов

В 1870 году Перовым был написан портрет Антона Григорьевича Рубинштейна. Этот портрет не стал заглавным или хрестоматийным изображением композитора, но он довольно характерно описывает этот временной отрезок жизни музыканта. Дело в том, что Рубинштейн возглавлял первую в России музыкальную консерваторию, но в 1867 году в результате конфликта с «Могучей кучкой» и придворными кругами он оставил эту должность. Таким образом, на полотне мы видим человека с тяжёлым, «многое снесшим» взором. Поза Антона Григорьевича скованная, под стать обстоятельствам.

Ещё один пункт сближал Перова с музыкой: Стасов как-то написал статью «Перов и Мусоргский», объединив две эти блистательные фигуры творческого жанра тематически и духовно. Они и впрямь похожи – и тот и другой заглавной темой избрали народные горести и быт.

Говорить о музыке нельзя, а можно ли её изобразить? Редкий дар – написать музыку кистью, и Перову это удавалось. Музыка в его полотнах находит отклик и сочувствие в каждом сердце. Такая мелодия будет долговечнее самых популярных песен, потому что её главный мотив — истина.

 

 

Елена Тимофеева

 



 

Рекомендуем

Ирина Асмус. Клоунесса со сладким именем
«Никогда не встречал монстра или чуда больше, чем я сам» Мишель Монтень
А каким этот мир видите вы? "Фотоманипуляции" Чемы Мадоза
World Corporate Golf Challenge приветствует олимпийский сезон
Экологичный люкс: как знаменитые бренды помогают планете
Денис Мацуев анонсировал фестиваль "Звёзды на Байкале"
Литературная планета Норы Галь
Эдгар Дега. Наследник старых мастеров
Под покровительством Сталина. История Бориса Андреева
Анита Хамремуэн Поэтика. Послание к Тарковскому