Партнеры Живи добром

Василий Жуковский «Жизнь и поэзия – одно…»


«Жизнь и поэзия – одно…»

Жуковский В. А. из «Я музу юную, бывало…»



Жуковский Василий Андреевич (1783-1852)


В. А. Жуковский, выдающийся русский поэт, является очень важной фигурой в истории русской литературы.  


Жуковский значим тем, что, начав как сентименталист, стал первым представителем русского романтизма. Он был предшественником «золотого» века русской литературы, во многом повлиял на будущих великих писателей,  в числе которых А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. 


Жуковский родился в 1783 году 29 января (9 февраля) в небольшом селе Мишенское Тульской губернии. Он был внебрачным сыном И. А. Бунина, но воспитывался А. Г. Жуковским, бедным дворянином, другом Бунина. 


Василий Жуковский


С  обучением у Жуковского сначала было туго, его даже выгнали из училища за «неспособность». После одиннадцатилетний мальчик стал жить в Туле, в семье своей крестной матери В. А. Юшковой. Там будущий поэт погрузился в творческую атмосферу, потому что на тот момент дом Юшковой был центром тульской интеллигенции, вокруг нее всегда было много литераторов и музыкантов. Но важное творческое формирование состоялось в Благородном университетском пансионе в Москве (1797-1800). Там образовался кружок учеников, которые делились своими литературными опытами, пансион также выпускал свой альманах «Утренняя заря». 


Так, в 1797 Жуковский опубликовал там свои произведения («Майское утро», «Мыслями при гробнице»).


Он поступил на службу «городовым секретарем», но был совершенно равнодушен к должности, потому что все свободное время и мысли посвящал литературе. Вскоре бросил эту работу и занялся только своим любимым делом. 


Семилетний период его жизни (1802-1808) характеризуется активным жанровым поиском. Жуковский пробует писать оды, военно-патриотические гимны, басни, но в итоге находит себя прежде всего в элегиях. Его первая элегия «Сельское кладбище» стала, по его словам, началом самостоятельной литературной деятельности, а также принесла ему славу и известность. 


Василий Жуковский


Это еще не полностью романтическое произведение, но в нем уже можно отчетливо увидеть «двоемирие»,  что является важной характеристикой романтизма. Появилось это «двоемирие» благодаря определенному мировоззрению поэта. Жуковский всей душой веровал в Бога и считал поэзию главным посредником между небесной жизнью и земной. 


Человек застрял в земном мире, погряз в грехах, но таит в  себе надежду на небесную жизнь. Такие противоречия, скорее, столкновения разных миров характерны для элегии «Сельское кладбище». Даже сам герой раздираем противоречивыми чувствами. С самых первых строчек появляется тема смерти. Темно, «мертвая тишина», «унылый звон». Герой совсем предается отчаянию: 


Ничто не вызовет почивших из гробов

Однако эти мрачные мысли сменяются верой в нечто большее, 

лучшее, в память и любовь: 

Любовь на камне сем им память сохранила,

Их лета, имена потщившись начертать


Жуковский ослабляет изобразительное описание картины, на что усиленное внимание уделяли его предшественники. Цель поэта передать на пейзаж, а эмоции, чувства, внутреннее состояние. Причем состояние не только героя, но и свое собственное. Именно с творчеством Жуковского в русскую поэзию приходит понятие «лирический герой». 


Василий Жуковский


В элегии можно проследить, как менялись эмоции и мысли у старика. Сначала он упивается воспоминаниями о прошлом, затем осознает, что все это уже не вернуть (отчаяние), но потом появляется надежда на то, что все встретятся на небесах. До Жуковского никто не затрагивал внутреннюю жизнь. Он расширил возможности поэзии именно в передаче чувств, эмоций, мыслей. 


Еще одно «новшество», которое ввел Жуковский – это олицетворение природы с душой человека, что ярко прослеживается в элегии «Море» (эти строчки обращены к морю): 


Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?


В 1808 году Жуковский принял приглашение на пост редактора журнала «Вестник Европы». Тогда же начался новый период его творчества – балладный. Будучи переводчиком, Жуковский взял за основу своей первой известной баллады «Людмила» собственный перевод произведения Г. А. Бюргера «Ленора». Но самая знаменитая его баллада – «Светлана». И «Светлана», и «Людмила» объединены общей темой – бунт против бога, против судьбы. Однако ропот на свою несчастную участь является грехом, и героини становятся гонимы роком (рок – ключевое понятие в романтизме). Если для Людмилы все заканчивается плачевно, то Светлана нашла в себе силы усилить веру в хорошее. Дорога, природа, степь – все передает тревожное состояние неопределенности, потерянности героини:


Тускло светится луна

В сумраке тумана


Примеров можно приводить сколько угодно. Эта баллада является ярчайшим произведением по передаче душевного состояния героини. Жуковский сумел выразить ее характер неразрывно с верованиями, традициями. 


Он впервые обозначил неотделимость личности от народа. Так, Жуковский сделал новый шаг в выражении характеров в русской литературе.


Покинув пост редактора, Жуковский попал на войну, но ненадолго: по болезни он вышел в отставку. С этого момента (1813) начался самый драматичный период в жизни поэта. Что он только не делал ради руки и сердца любимой девушки, Маши Протасовой! Однако судьба распорядилась так, что он так ее и не добился. Эта драма наложила заметный отпечаток в его душе, что выразилось в его стихах и поэмах. Вскоре, он выпустил сборник «Стихотворения Василия Жукова», куда вошел весь его творческий труд с 1800-1814 гг.  Но зато, к этому времени все считали Жуковского лучшим русским поэтом. 


Василий Жуковский


В 1815 году Жуковский служит при дворе воспитателем цесаревичей. Спустя десять лет он становится наставником будущего императора Александра II. Еще в 1815 поэт познакомился с молодым Пушкиным. Их дружба продлится вплоть до смерти Александра Сергеевича. Однако Жуковский вскоре перестает писать сам, но с охотой берется за переводы произведений Гете, Шиллера, Байрона. Белинский бесконечно хвалит его, потому что благодаря Жуковскому «немецкая поэзия стала нам родная». 


Жуковский стал много бывать заграницей, но иногда возвращался на родину. В этот период он написал часть либретто к опере Глинки «Иван Сусанин», в том числе принял участие в сочинении гимна «Боже, Царя храни». 


Интересно отметить, то Жуковский также перевел «Новый завет» со старославянского на привычный для нас русский язык.


Василий Андреевич был от природы очень справедливый, честный и добрый. Так, будучи неоднозначного мнении о декабристах, он, пользуясь своим положением, спас многих литераторов от ссылки (в числе которых: Баратынский, Глинка, Пушкин, Герцен). Он одним из первых узнает о дуэли Пушкина. Можно сказать что тот, практически умирал у него на руках. Будучи эмоционально возбужденным, Жуковский пишет гневные письма «гонителям поэта».


Вскоре его служба в качестве наставника будущего императора закончилась (1841). У него появились небольшие проблемы из-за неоднозначной позиции защитника, и он решил переехать в Германию, где скончался в 1852 году.


Прах его был перевезен в Петербург, где с большими почестями его похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры рядом с могилой Карамзина. 


Василий Андреевич свято верил в то, что, стараясь по возможности совершать меньше грехов, возможно попасть на небеса, где царит вечный покой и умиротворение. Поэт потратил все силы и талант на воссоздание умиротворения и гармонии между двумя мирами в своих стихах, а теперь может обрести покой сам в небесном царстве. У Жуковского было две жизни: одна –  земная, а другая – воображаемая, которую он старался запечатлеть в поэзии. Земная  – это его биография, а поэзия – судьба, которую он сам создавал, которую желал и о которой мечтал. Жуковский старательно вышивал на канве своей земной жизни свою воображаемую жизнь, поэтому эти два мира неразделимы. Поистине у В. А. Жуковского «Жизни и поэзия – одно…» 



Ольга Шишка



 

Рекомендуем

День 2. Mercedes-Benz Fashion Week Russia
Любовь и притворство («Союзники» реж. Роберт Земекис)
Джон Китс: «О, если б вечным быть, как ты, Звезда!»
Роботизированное материнство ("Дитя робота" реж. Грант Спьютор)
38-й ММКФ. Русский след. "Наша Наташа" реж. Мартин Састре
«Вне поля зрения»
"Zомбилэнд: Контрольный выстрел" – идеальный зомком?
Книга недели. Ричард Фейнман «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман»
Не один в поле («ЛЕГО Фильм: Бэтмен», реж. Крис МакКей)
Город засыпает, просыпается Голем ("Голем" реж. Хуан Карлос Медина)