Партнеры Живи добром

Симона де Бовуар: «женщиной не рождаются, женщиной становятся»


Блестящая интеллектуалка благородных кровей, чей бронзовый бюст был отлит великим Джакометти. Адамова, Марселя и Камю восхищали её романы. Для Сартра она стала музой, любовницей и соавтором. Подарив миру фундаментальный труд «Второй пол», она тотчас стала знаменитой.

14 апреля 1986 года, в Париже скончалась выдающаяся писательница ХХ столетия Симона де Бовуар. Её похоронили на кладбище Монпарнас, куда выходили окна её квартиры, на которых шторы были задёрнуты с 1980, сразу после смерти Жан-Поля Сартра.

1.jpg

В 1949 Симона де Бовуар написала книгу, произведшую «эффект разорвавшейся бомбы» и расколовшую общество. «Второй пол» был раскуплен тиражом 22 тысяч экземпляров за несколько недель (сумасшедший тираж для Франции послевоенных лет) и был переведен более чем на 50 языков (на английский в 1953, а на русский только в 1997). Дерзкий труд, соединивший биологию, социологию и антропологию дал обществу пищу для ума.

Следуя экзистенциальной установке «существование предшествует сущности», де Бовуар вывела свою, ставшую классической, формулу: «женщиной не рождаются, женщиной становятся». Критики отмечали, что «Второй пол» чрезмерно пропитан личными переживаниями, что вероятно лишает его здравой объективности. Основные тезисы содействовали второй волне феминизма, поскольку сводились к одному: мужчина и женщина должны подняться над естественными различиями и «заключить между собой подлинно братский союз».

2.jpg

Именно такой союз был заключен между Симоной Бовуар и Жан-Полем Сартром. В 1939 году, в своей автобиографии «Возраст человека», Мишель Лейерс писал, что иметь детей означает «внедрение в мир существа, которое, по определению не просило об этом, и которое закончит фатальной смертью». Для Бовуар, материнство всегда являлось следствием свободы выбора. Именно поэтому вторым пунктом пакта о совместном проживании Сартра и Бовуар был отказ от детей лишающих «совместную жизнь рациональной устроенности».

Симона де Бовуар не была ни экзальтированной феминисткой, ни идейной экзистенциалисткой. Блестящий мыслитель, стремившийся переосмыслить реальность сквозь призму событий первой половины XX века. Лучшие умы Парижа стремились обзавестись знакомством с обладательницей «мужского интеллекта и женской чувствительности».

4.jpg

Её часто можно было обнаружить в обычном парижском кафе. В период оккупации, богемные посиделки в Cafe de Flore, чей чёрный потолок, позже «цитируемый» другими заведениями и превратившийся в символ экзистенциализма, отнюдь не были модным капризом, они обуславливались соображениями экономии и безопасности: немецкие солдаты не заходили в кафе, а творческой интеллигенции еда давалась в счёт послевоенных выплат.

Де Бовуар и Сартр стали настоящими кумирами молодёжи, не имевшей ни малейшего представления об их идеях. Попав на страницы журнала «Vogue», они стали символами экзистенциализма, превратив его в модный тренд.

6.jpg

В годы войны, Бовуар отправляла Сартру отобранные ею книги, особенно произведения Антуана де Сента-Экзюпери - им она была сражена. Вместе, Бовуар и Сартр могли цитировать целые страницы из произведений, любимейшим было «Путешествие на край ночи» Луи Фердинанда Селина.

Симона де Бовуар была тонким и чувственным критиком: в книге Жоржа Бернаноса, «Дневники сельского священника», её восхищала виртуозность, сокрытая в простоте. Не стремясь «философски» трактовать чужие мысли, она делилась с читателями впечатлениями о людях, встречах, событиях, книгах... она тяготела к литературе, вспоминая, как в детстве и юношестве, книги спасали её от отчаяния убеждая, что культура наивысшая ценность.

5.jpg

В 1966 году, Симона вместе с Жан-Полем посетили Москву. Путешествие в страну, где женщины смогли добиться равноправия, оставило след в творческой жизни Бовуар. Отчасти биографическое, отчасти философское «Недоразумение в Москве», переоценка ценностей и отношений, с точки зрения феминистки были опубликованы в 2015 году на русском языке, уже став интеллектуальным бестселлером на 19 других языках.     


Александра Пешкова



 

Рекомендуем

Непогрешимый абсолют: Никола Пуссен
«Нация и сталь»: история самой властной семьи Эссена
Кино. Личность. Ксавье Долан
Выставка Елены Киселёвой "Элегантный век" в музее русского импрессионизма
Мир глазами Светланы Алексеевич
Рисуется на камеру: анимационно-игровые фильмы как кинотренд
Нона Мордюкова. Играла, как жила
Детокс. За и против
«Актёр играет актёра, который играет роль». 6 фактов из жизни К.С. Станиславского
Выставка «Государева стража»