Партнеры Живи добром

Уильям Моррис: эстетика и гармония жизни


Уильям Моррис был чрезвычайно разносторонним человеком. Поэт, художник, дизайнер, социалист – в нем сочетались самые разные направления деятельности.

Моррис родился в 1834 году в Уолтемстоу – пригороде Лондона. Семья Уильяма была обеспеченной, он рос в богатом викторианском обществе. Семья подарила Моррису безоблачное детство - мальчик вырос в живописной местности.

Как и отец, он восхищался культурой Средневековья, вместе они посещали известные достопримечательности – Кентерберийский собор, охотничий замок Елизаветы I. Уильям увлекался рыцарскими романами, в частности, произведениями Вальтера Скотта, чьи книги к семи годам он практически выучил наизусть.

1.jpg

Следующей важной ступенью в жизни будущего поэта и художника стала учеба в Мальборо Колледже и Эксетер Колледже в Оксфорде. В колледже он знакомится с Эдвардом Берн-Джонсом, живописцем и иллюстратором, который впоследствии станет известен своими созданием витражей.

Общие интересы превратили их в друзей, они были увлечены Средневековьем, Трактарианским движением (религиозное общество, выступавшее за возврат к первоначальным аспектам христианской веры), путешествиями. Чуть позже Моррис начинает сотрудничать с Данте Россетти, известным английским поэтом, художником и переводчиком.

Вместе они работают в журнале Oxford and Cambridge Magazine, создателем которого стал сам Моррис. Этот журнал продолжил традиции «Ростка», созданного Братством прерафаэлитов, куда входил Россетти, и в нем публиковались стихотворения Морриса, статьи по искусству и литературе. Журнал оказался не очень успешным – вышло всего двенадцать номеров.

4.jpg

Однако сотрудничество с прерафаэлитами привело к изданию известного сборника «Защита Гвиневеры и другие стихи» в 1858 году. Моррис также пробует себя в качестве художника, однако Россетти осмеивает его попытки. Единственной наиболее известной картиной Морриса стала «Королева Гвиневра», натурщицей для которой стала его будущая жена Джейн Бёрден.

Джейн выросла в бедной семье (неграмотная мать-служанка и отец-конюх). Познакомившись с прерафаэлитами, она стала настоящим идеалом женской красоты, который они воплотили в своих картинах: «Она прекрасна во всём. Представь себе высокую, худощавую женщину, в длинном платье из ткани цвета приглушённого пурпура, из натуральной материи до последнего шнурка, с копной вьющихся чёрных волос, ниспадающих крупными волнами по вискам, маленькое и бледное лицо, большие тёмные глаза, глубокие и совсем суинберновские, с густыми чёрными и изогнутыми бровями, высокая открытая шея в жемчугах», - так писал о Джейн друг семьи.

Взяв Джейн в жены, Уильям принялся за ее образование – она выучила несколько иностранных языков, научилась играть на пианино и приобрела светские манеры. После свадьбы семья поселилась в «Красном Доме», получившем свое название из-за неоштукатуренных стен, в графстве Кент. В обустройство этого дома Уильям вложил все свои силы.

3.jpg

В этот период жизни Уильям не занимается живописью, он работает над развитием своей фирмы по производству мебели, обоев, гобеленов. Мануфактура стала для него воплощением мечты об эстетике и гармонии: он не признавал конвейера и механизации, видя идеал в средневековом производстве, когда творец был как создателем идеи, так и человеком, воплощавшим ее в жизнь.

Моррис стоял у истоков возрождения ткачества - он экспериментировал с материалами, красками, дизайном. Средневековье определило стиль, в котором он работал: орнамент напоминает древние гобелены с элементами готики. Одним из источников вдохновения для него была природа.

Моррис считал, что пейзажи Англии предоставляют отличные идеи для декора. Самые первые обои, которые он придумал, художник срисовал с куста роз в собственном саду (а с птицами ему помог друг-архитектор Филипп Уэбб). Уильям считал, что возможность украсить дом, сделать его уютным, должна быть доступна человеку любого достатка. Тем не менее, стоимость производства гобеленов и мебели оказалась достаточно высока, поэтому интерьеры, оформленные Моррисом, могли себе позволить только обеспеченные люди.

5.jpg

Его стиль не сразу вошел в моду, но запоминаемость и оригинальность сделали свое дело. Про Морриса говорили, что он «способен работать за десятерых» - он действительно был очень разносторонним человеком, мог самостоятельно облицевать камин и работать на ткацком станке.

Внешне Уильям Моррис выглядел как широкоплечий, небольшого роста человек, с уверенной походкой и прямой спиной. Он обладал хорошим здоровьем, и был чрезвычайно силен. Иногда его даже принимали за бывшего моряка.

В середине 70-х годов девятнадцатого века Моррис увлекся политикой. Он критиковал капиталистическое общество, целью которое являлось только получение прибыли и накопление богатства, читал на эту тему лекции. В 1883 году он вступил в первую социалистическую партию Великобритании. Будучи ее активным членом, он всячески способствовал распространению социалистических идей – печатал брошюры, проводил встречи, издавал журнал.

6.jpg

К началу 90-х годов в партии главенствующее положение заняли анархисты и Моррис окончательно ушел. Результатом политической деятельности Морриса стала книга «Вести из ниоткуда или Эпоха спокойствия» о гармонии свободного человека и мира, о преображении общества с помощью труда. Критики признавали, что Моррису удалось создать утопическое государство, в котором хочется жить. 

Покончив с политикой, Моррис занялся издательским делом. В «Келмскотт-пресс» процесс создания книги снова был подчинен средневековым традициям: книга изготавливалась вручную, начиная от бумаги, заканчивая шрифтами и переплетом. Целью издателя было не просто печатать книги – он хотел создавать красивые книги.

Незадолго до смерти Уильям Моррис сказал: «Мне не хотелось бы покидать этот мир. Он ведь удивительно радушно встретил меня». Прожив счастливую жизнь, Моррис скончался осенью 1896 года в Лондоне, оставив после себя двух прекрасных дочерей Мэри и Алису, и огромное творческое наследие.


Екатерина Постная



 

Рекомендуем

Так вы снимаете сказки, товарищ режиссер?
Что нужно знать о фильме «Грех»
Любовь Орлова: "Яркая и сложная"
Музей-заповедник «Кижи»
Уязвимый лед («Акварель» реж. Виктор Косаковский
Тенор-суперзвезда ("Паваротти" реж. Рон Ховард)
Булгаков. В поисках Маргариты
Мать Тереза. «Я — карандаш в руке Бога, это Он пишет...»
Роберт Пенн Уоррен. Литература «южного возрождения»
Москва в стиле стрит-арт