Партнеры Живи добром

Наталья Гундарева: Непростая судьба простой женщины


Любимица миллионов. Воплощение настоящей русской женщины. Обладательница розовых щёк и пышной фигуры. Именно та, которой телезрительницы не завидовали, а по-настоящему сопереживали и находили в ней себя. Бесконечный талант. Неимоверно трудолюбивый человек. Самая преданная артистка. Но всего лишь одна короткая жизнь, прожитая так ярко и так непросто. Это всё о ней – о Наталье Гундаревой.


Наталья Гундарева


Будущая знаменитая советская и российская актриса родилась 28 августа 1948 года в Москве в семье инженеров Георгия Макаровича и Елены Михайловны. Родители не сомневались, что дочь пойдет по их стопам, но сами не заметили, как привили девочке любовь к балету и театру. В балет было не суждено – «нестандартная фигура». А про театр мать и слышать не хотела. С самой школы Наталья готовила себя к карьере чертежницы и усердно готовилась к экзаменам в институт.


Может быть, мы бы с Вами никогда и не узнали о Наталье Гундаревой, если бы не Витя Павлов, её хороший друг, который буквально «затащил» Наташу в Театральный институт им. Бориса Щукина. Переступив порог Щукинского училища, она почувствовала себя как «рыба в воде». Она поняла, что это именно то, чего она хочет. Это именно то место, где она хочет быть, несмотря на всех писаных красавиц вокруг, которые были в числе абитуриенток. Наталья смогла покорить и очаровать комиссию не только розовым платьем и синими тенями, но и, конечно же, своим талантом и харизмой. Начался новый этап в её жизни. Она училась на курсе Юрия Васильевича Катина-Ярцева вместе с такими будущими звёздами, как Константин Райкин, Юрий Богатырёв и Наталья Варлей. Она сразу стала отличаться от всех своих сокурсников не только внешностью, но и невероятным упорством и трудолюбием: она посещала все лекции, конспектировала абсолютно каждое слово преподавателей, часами репетировала в шерстяной одежде, а потом записывала каждую черту характера своих героинь, все свои ошибки в тетрадку и тщательно анализировала. Второй курс обучения преподнёс ей роль Донны Платоновны из «Воительницы» Лескова, одного из её любимых писателей. Играла она настолько потрясающе, что педагоги Щуки были ошеломлены тем, как тонко и точно она чувствует свою героиню, и стали считать, что ей уже нечему учиться. 


Окончив в 1971 году Щукинское училище, Наталье не пришлось бегать в поисках работы. На неё буквально посыпались приглашения от разных театров - каждый постановщик хотел заполучить такую талантливую выпускницу в свою труппу. Но Наталья Георгиевна выбрала Театр им. Маяковского, в котором прослужила всю свою жизнь. Первое время артистке доставались маленькие и несерьезные роли. Наталье оставалось только ждать. И вот, спустя 3 года, постановщику нужно было ввести в спектакль «Банкрот, или Свои люди – сочтемся» новую актрису. Наталье хватило всего десять репетиций, чтобы отлично вписаться в актерский состав спектакля. Театральная Москва высоко оценила игру Натальи и приняла её как своего давнего друга. Андрей Гончаров, режиссёр театра, был безукоризненно доволен игрой молодой актрисы. И так, Наталья стала его. Нет, не женщиной. Актрисой. «Я слепо однажды приняла на веру его веру. Я была только глиной в руках Мастера», - говорила она об Андрее. Первый успех не ослепил и не вскружил ей голову, она продолжала работать и репетировать целыми сутками. О чём-то еще она и думать не могла. Гундарева стала получать большие роли и не очень. Но каждой роли отдавалась полностью, без остатка. Наталья трудилась не только на театральном поприще, но и на телевидении: Софья в «Возвращении», Дунька в телеспектакле «Любовь Яровая», Мирандолина в «Трактирщице». Советское кино также не обошлось без обворожительной Наташи. Первой большой ролью на большом экране стала Аня Доброхотова в кинокартине «Сладкая женщина».


Наталья Гундарева


Ближе к концу 70-х Наталья Гундарева смогла добиться статуса одной из ведущих актрис театра, а также была признана лучшей актрисой по версии журнала «Советский экран». Последующие годы стали по-настоящему «золотыми» для артистки. Она наконец-то избавилась от образа «простой деревенской женщины», которая работала либо дояркой, либо буфетчицей. Она стала играть серьезные роли, воплощать психологически сложные и многогранные образы. С этого момента каждая выходящая её работа, не важно - на сцене театра или на голубых экранах, признана классикой. В этот успешный для нее период она играет самые значимые роли в своей жизни. Среди них: Катерина Измайлова в трагедии «Леди Макбет Мценского уезда» (к слову, данный спектакль имел необычайный успех и шел в Театре им. Маяковского на протяжении 13 лет), Нина Бузыкина в картине «Осенний марафон» и т. д. Такие киноленты, как «Хозяйка детского дома» и «Одиноким предоставляется общежитие» надолго затронули умы и сердца зрителей. Фильмы были настолько глубокими, настолько пронизаны чувственностью и искренностью, что никто не мог остаться равнодушным ни к сюжету, ни к великолепной игре Натальи Гундаревой. Её героини, их история и жизни оказались очень близки аудитории, что спустя много лет зрители продолжали ей присылать письма.


Личная жизнь никогда не была на первом месте у Натальи. Она не строила иллюзий на этот счёт. Она понимала, что театр и кино всегда будут у нее в приоритете, но не каждый мужчина сможет с этим жить. И только третий муж Михаил Филиппов полюбил и принял её какая она есть. Михаил тоже актёр, тоже талантливый. Позади несчастливый брак с дочерью Юрия Андропова Ириной. Но тут в его жизни, появилась Она. «Это было летом, на гастролях в Челябинске и Перми. Любовь не пришла, не подкралась, а поразила нас обоих. Очень вовремя мы встретились, хотя иногда я печалился: как поздно!» - с нежностью вспоминал Михаил. У Натальи был единственный ребенок – театр. Жизнь наградила её невероятным талантом, но не дала самого главного – простого материнского счастья.


Наталья Гундарева


После ярких и насыщенных, в творческом плане, лет наступила «зима». Начиная с 1990-х годов актриса стала меньше участвовать в репетициях и сниматься. Говорила, что роли предлагают не те. Последняя её героиня в театре - Леттис в «Любовном напитке» в 1997 году. Но тут, неожиданная новость: Наталья Гундарева попадает в страшную аварию, после которой она почти год будет приходить в себя. Никто не мог подумать, что это только начало тернистого пути. Спустя пара лет актриса серьезно сбросила вес и сделала пластическую операцию. На экране она выглядела сногсшибательно и в последний раз там появилась в начале нулевых в сериале «Саломея». И снова ужасная весть: актриса впала в кому вследствие инсульта. Но усилия врачей, помощь близких и любовь мужа помогли ей выбраться из этого страшного «сна». К сожалению, на этом проблемы со здоровьем не закончились. Зимой 2002 года во время обычной прогулки Наталья поскользнулась и ударилась затылком. И снова врачи, белые стены, запах больниц…


Смерть приходит без приглашения. 15 мая в 2005 году Наталья Георгиевна умерла из-за инсульта.


Всеми любимая артистка была действительно разной: порой вредной, со скверным характером, требовательной. Но она имела на это право. Несмотря на всё, мир потерял светлого, добродушного и просто хорошего человека. Зрители навсегда её запомнят именно такой. Наталья Гундарева оставила несоразмерный ни с чем след в жизни её близких, поклонников, а также в нашей истории театра и кино. 


«Чтобы к тебе хорошо относились, нужно, по крайней мере, умереть. Тогда все начинают страдать, говорить, какая ты была хорошая. Все становятся твоими друзьями. А пока ты живёшь…», - Наталья Гундарева.



Полина Непомнящая



 

Рекомендуем

Круглый стол «В.Т. Пашуто и его научная школа»
Кино. Премьера. "5-я волна"
Александр Годунов: путь к славе или шаг в никуда
Кино. Теория и практика Сергея Эйзенштейна
Мюзикл. История жанра
«Все дети будут знать эти стихи наизусть»: Борис Заходер
Георгий Граубин. Жизнь замечательных детей
Нацизм есть товар на вынос. "Сад Ильзы" на фестивале Solo
Двойная жизнь инкассатора («Гнев человеческий», реж. Гай Ричи)
Эмиграция сатиры ("Безумные соседи" реж. Филипп Де Шоврон)