Партнеры Живи добром

"Это всего лишь конец света" реж. Ксавье Долан


"Это всего лишь конец света"


В российский прокат выходит фильм-лауреат Гран-при Каннского фестиваля «Это всего лишь конец света» Ксавье Долана. Эту картину 27-летний вундеркинд называет своей первой взрослой работой. И хотя некогда обласкавшие Долана каннские критики картину не оценили, нельзя не отметить, что режиссер действительно отошел от уже исчерпанной проблематики. Тем не менее, стилистический «почерк» Долана узнается с первых секунд: «Это всего лишь конец света» не лишен длинных закадровых вступлений, крупных планов и клиповых вставок.

По сюжету, основанному на одноименной пьесе Жана-Люка Лагарса, главный герой Луи решает навестить свою семью после 12 лет разлуки, чтобы сообщить о своей болезни. Героев фильма воплотили на экране Натали Бай (муза режиссеров любимого направления Долана – французской новой волны), Гаспар Ульель (Луи), Марион Котийяр (Катрин), Леа Сейду (Сюзанна) и Венсан Кассель (Антуан). Актерскую работу без преувеличения можно назвать главной причиной успеха фильма. Истерическая ругань сестры и матери Луи, категорический сарказм брата и неловкие заминки его жены заставляют думать о том, что в картине снимались вовсе не известнейшие актеры Франции, а обычная провинциальная семейка.  Именно поэтому конфликт фильма кажется столь близким зрителю из любого уголка планеты.

Приезд Луи устраивает переполох в доме Нипперов, где у каждого накопились свои вопросы, обиды и претензии к надолго покинувшему их родственнику. Это событие разрушает установившееся в семье мнимое равновесие  и заставляет героев снять маски. Выясняется, что не одному Луи приходится заново изучать родственников, но и им, живущим под одной крышей, тоже. Фильм наводит зрителя на размышления не только о том, насколько правильно покидать родительский дом, но и о том, стоит ли в нем оставаться? И, кажется, что правильное решение так и не было найдено режиссером.

Главный герой в фильмах Долана всегда особенно важен, так как он является воплощением самого режиссера, его душевного состояния и мироощущения. Долан нередко сам берется за исполнение этой роли, однако в новом фильме повествование ведет Гаспар Ульель. Трагичную судьбу его героя Луи, типичного долановского персонажа, можно рассматривать как отказ от старых образов, которые уже исчерпали себя и о которых все уже давно было сказано. Таким образом, режиссер подводит некий итог целой эпохе в своем творчестве. Это, несомненно, подогревает интерес к новой работе Долана «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована», звездный каст которого поражает воображение.

Однако не будем забегать вперед и насладимся картиной «Это всего лишь конец света», которая придется по душе не только поклонникам режиссера, но и тем, кто любит сложные психологические драмы, где градус страстей зашкаливает и заставляет сердце биться быстрее. Также не оставит равнодушным и операторская работа, изобилующая крупными планами и создающая эффект замкнутого пространства. Будучи поставленным по пьесе фильм и в самом деле напоминает театральное представление, где за небольшими исключениями соблюдаются единства времени и места. А главное – в картине каждый зритель, несомненно, найдет пищу для размышлений.


"Это всего лишь конец света"


Надежда Афанасьева



 

Рекомендуем

Основоположник романтизма Франсуа Рене Шатобриан
Боги на экране. Театр продолжает искать новые формы
Тони Скотт: непостоянство успеха
Обещать – не значит жениться («Эмма.», реж. Отем де Уайлд)
Кино. Джим Керри: серьезные роли несерьезного человека
Волшебные сыворотки. Часть первая
Работник года по версии RIFF ‘18-19 (Фильм «Стажер» реж. Валерио Аттаназио)
XIX Международный фестиваль современного танца OPEN LOOK 2017
Обзор фестиваля OPEN LOOK 2017
Островский на злобу дня: актуальная классика