Партнеры Живи добром

Классика. "Стреляйте в пианиста" реж. Франсуа Трюффо


"Стреляйте в пианиста"


В Париже 60-х годов даже известные режиссеры довольствовались тем, что было. Съемки редко хорошо финансировались, однако количество желающих снимать не уменьшалось. Сколько фильмов было снято за пару месяцев по сценарию, который из-за нехватки актеров переходилось переписывать чуть ли не каждый день! Тем не менее, эта эпоха подарила нам множество ярких и чувственных картин, которые даже спустя полвека вдохновляют как начинающих режиссеров, так и тех, чьи бюджеты исчисляются в миллионах долларов. Одним из таких фильмов по праву считается вторая полнометражная работа Франсуа Трюффо «Стреляйте в пианиста». Картина до сих пор часто встречается в списках лучших фильмов, снятых за всю историю кинематографа.

В основу сценария был положен нуар-роман «Там, внизу» Дэвида Гудиса, однако стоит отметить, что в фильме Трюффо криминальная линия играет основную, но далеко не самую важную роль: на нее, как на нитку, бусинами нанизываются другие, не менее значимые сюжетные ветви. Фильм рассказывает о жизни талантливого пианиста Эдварда Сарояна (Шарль Азнавур), который, пытаясь забыть трагедию, произошедшую с его женой, работает в баре под именем Шарли Колера и развлекает гостей исполнением популярной танцевальной музыки. Однажды в баре появляется брат Эдварда - Шико, умоляющий помочь скрыться от преследующих его гангстеров. Так Шарли оказывается втянут  в мафиозные разборки и невольно подвергает опасности не только себя, но и новую возлюбленную, официантку Лену.

Будучи по-французски невероятно легким и лаконичным, фильм раскрывает огромное количество волнующих режиссера тем. Особое внимание стоит уделить той роли, которая отводится женщинам. Главными героями картины являются мужчины, и вначале они зачастую рассуждают о девушках лишь как о предмете восхищения. Однако в жизни Шарли женщинам была уготована особая участь. Именно они помогали ему побороть нерешительность и добиться успеха, заплатив за это огромную цену и никогда не претендуя на главную роль. И жена Шарли и новая возлюбленная Лена, будучи простыми официантками, насыщали его черно-белую жизнь красками, в то время как сам герой был практически не в состоянии даже связать пару слов, отвечая на вопросы журналистов. Именно женщины сделали Шарли человеком, чья история достойна романа.

Другая немаловажная тема в фильме Трюффо касается отношений главного героя с его семьей. Шарли становится известным пианистом и немного стыдится того, что его братья занимаются мошенничеством, а не зарабатывают на жизнь честными путями. Тем не менее, он никогда не отказывает им в помощи, даже если тем самым навлекает неприятности на себя. Для героя семья становится единственной настоящей опорой в жизни, а их дом – единственным местом, где ему всегда рады, всегда поймут и поддержат.

Фильм «Стреляйте в пианиста» поднимает вопросы, волнующие каждого как 50 лет назад, так и сегодня. Трюффо рассказывает нам американскую историю о взлете и падении, с особым, поистине французским изяществом, заставляя зрителя смеяться и плакать над судьбою маленького человека, затерявшегося в вихре событий, главным действующим лицом которых он невольно стал.


Франсуа Трюффо, Шарль Азнавур и Мари Дюбуа на съемках фильма "Стреляйте в пианиста"


Надежда Афанасьева


 

Рекомендуем

Непристойная Бетти Пейдж
Разведчик бездн Жорж Сорель
Сатира «Огонька» и «Крокодила»
Итоги Недели моды в Лондоне
Иван Шишкин: «Вдохновение – это сама работа»
Иван Гончаров: в плену обломовщины
Интервью с "PERSPECTIVA ART"
Шарль Монтескье. Культ Разума
Выставка арт-группы REPA «REPAспектива»
Разбирая Вуди. "Мужья и жены" в постановке Константина Богомолова в МХТ им. Чехова